МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
ВЗЛЁТ ПО ВЕРТИКАЛИ
Г.СМИРНОВ, В.СМИРНОВ
К середине 1943 года командованию Атлантического флота США стало ясно, что участие в составе конвоев эскортных авианосцев бессмысленно. В поисках выхода командующий флотом адмирал Ингерсолл решил испробовать новую тактику в борьбе с фашистскими субмаринами, пиратствовавшими на торговых коммуникациях союзников. Эта тактика заключалась в создании специальных ударно-поисковых групп. Первая такая группировка кораблей состояла из авианосца <Боуг> и четырех эсминцев. Им вменялось вести свободный поиск в тех районах океана, где предполагалось сосредоточение вражеских подводных лодок. При необходимости группа должна была идти на выручку любому конвою, которому требовалась помощь.
Новая тактика принесла немедленный успех: в первом же походе самолеты с <Боуг> потопили две фашистские лодки и одну тяжело повредили, причем события развивались так...
5 июня истребитель <уайлдкэт> и торпедоносец-бомбардировщик <авенджер> обнаружили в 63 милях от авианосца вражескую субмарину U-217. Зная, что подводники адмирала Деница стали умело применять зенитные автоматы для отражения атак с воздуха, пилот бомбардировщика приказал истребителю атаковать первым. Пулеметно-пушечный огонь <уайлдкэта> уничтожил артиллерийский расчет и поджег рубку. И тут <авенджер>, выйдя в атаку со стороны солнца, сбросил противолодочные бомбы с высоты всего 30 м. От их взрывов U-217 стала, задирая корму, уходить носом в воду. Этим воспользовался истребитель: сделав еще один заход, он добил субмарину из пушек и пулеметов.
Спустя три дня наткнулись на еще одну лодку - U-758, шедшую в надводном положении в Карибское море. Устремившийся в атаку <авенджер>, встреченный сильнейшим огнем счетверенной 20-мм зенитной установки, впервые установленной именно на U-758, сбросил бомбы неточно. Рядом, с бортом субмарины упали бомбы и второго, поврежденного зенитным огнем бомбардировщика. Лодка медленно циркулировала, уклоняясь от атак. Лишь когда подоспевшие к месту боя истребители уничтожили прислугу зенитного орудия, U-758 пошла на погружение. Этим не преминул воспользоваться один из <авенджеров>, сбросивший противолодочные бомбы с высоты 20 м. С большим трудом удалось поврежденной лодке оторваться от преследования и вернуться на базу.
Наконец, 12 июня самолеты с <Боуг> обнаружили <дойную корову> U-118 - так фашистские моряки называли подлодки-танкеры, снабжавшие топливом субмарины-пираты. Танкер попытался уйти на глубину, но удачно сброшенная бомба, попавшая в минно-торпедный отсек, отправила его на дно.
Использование поисково-ударных противолодочных групп оправдало самые смелые ожидания. Четыре эскортных авианосца - <Боуг>, <Кор>, <Блок Айленд> и <Кроатан> ухитрились утопить по две лодки в день, а один, <Кард>, достиг такого успеха дважды. И это утвердило в американских военно-морских кругах мнение о том, что в грядущих войнах авианосец должен стать одним из основных кораблей противолодочной обороны.
Непосредственно после войны число легких и эскортных авианосцев в строю американского флота составляло соответственно 10 и 80 единиц. Принимать тяжелые реактивные самолеты они не могли, поэтому командование решило переклассифицировать их в <авианосцы вертолетов противолодочной обороны>. В американском флоте вертолеты впервые появились в ноябре 1943 года и использовались для нужд командного состава и спасательных целей. К февралю 1945 года в распоряжении ВМС было всего лишь 17 винтокрылых машин. После войны на вертолеты возлагались большие надежды как на средство борьбы с подводными лодками, и они продлили на некоторое время существование эскортных и легких авианосцев в вертолетном варианте. Однако к концу 50-х годов этот подкласс прекратил существование, а двадцать лет спустя настал черед противолодочных авианосцев.
Быстрое совершенствование дизель-электрических подводных лодок, особенно разработка и постройка атомных субмарин с практически неограниченной дальностью плавания и высокими скоростями хода побудили американцев в 1954-1957 годах переоборудовать серию из 13 кораблей типа <Эссекс> в противолодочные. Будучи составной частью противолодочных и эскортных сил ВМФ США, с которые входили также базовая патрульная авиация, атомные торпедные подводные лодки и различные эскортные корабли, они предназначались для борьбы с подводными лодками и для защиты от субмарин авианосных ударных соединений, десантных сил и конвоев на переходах морем. Для выполнения этих задач на борту бывших <эссексов> размещались самолеты с большой дальностью полета и вертолеты.
Однако совершенствование атомных подводных лодок с ракетно-ядерным оружием и авиационной техники шло настолько быстро, что уже к началу 70-х годов стало ясно - такие противолодочные авианосцы не смогут справиться с возлагаемыми на них задачами. С 1972 года они, как не соответствующие требованиям, начали выводиться в резерв, а ударные авианосцы переоборудовали в многоцелевые, пригодные для применения в ударном, ударно-противолодочном и противолодочном вариантах в зависимость от поставленных задач и обстановки.
Как сообщалось в зарубежной печати, на такие корабли, созданные американцами по типу французских многоцелевых авианосцев, будет возлагаться весьма широкий круг задач: завоевание и удержание господства на море и в воздухе в районе боевых действий; прикрытие с воздуха соединений боевых кораблей, десантных сил и конвоев на переходе морем и оказание непосредственной авиационной поддержки морским десантам и сухопутным войскам, действующим на приморских направлениях; нанесение массированных воздушных ударов обычным или ядерным оружием по наземным морским объектам; нарушение коммуникаций противника и защита своих путей сообщения; блокада портов, проливов и узкостей; ведение разведки.
Таким образом, атомные подводные лодки с ракетно-ядерным оружием сыграли двойственную роль в судьбе американских авианосцев. С одной стороны, они оттеснили их на второй план в качестве главной ударной силы флота в ракетно-ядерном конфликте, а с другой - выдвинули на первое место в системе сил противолодочной обороны.
По мнению командования ВМС США, многоцелевые авианосцы без дополнительной подготовки и довооружения могут вести боевые действия различного масштаба и характера. Способные за сутки перемещаться на 1000 - 1100 миль, они могут наносить удары по морским и береговым целям в радиусе 1300-1800 км. Однако, отмечая высокую эффективность кораблей данного класса, зарубежные специалисты указывают на их уязвимость вследствие крупных размеров и особенно на колоссальные затраты на их строительство, содержание и эксплуатацию. И действительно, если стоимость <Форрестола>, построенного в 1952 году, составляла небывалую по тем временам сумму в 250 млн. долларов, то на первый атомный авианосец <Энтерпрайз> (1961г.) пришлось затратить почти вдвое больше - 445 млн. Вступивший совсем недавно в строй четвертый атомный авианосец <Карл Винсон> обошелся американскому налогоплательщику в 975 млн., а стоимость пятого - <Теодор Рузвельт>, намеченного к вводу в состав флота в 1988 году, представляется и вовсе фантастической - 3 млрд. долларов!
В начале 1970 годов в иностранных флотах появились самолеты вертикального или укороченного взлета и посадки (СВВП). Позволив создавать корабли меньших размеров и стоимости, чем атомные авианосцы, они открыли новые пути в развитии этого класса боевых кораблей. Разработанные в США многоцелевые авианесущие корабли - их называют также кораблями контроля над морем и мини-авианосцами - должны были нести на борту авиационные группы смешанного состава - штурмовики, истребители и разведчики - СВВП, а также противолодочные вертолеты и охранять конвои и боевые корабли на переходе морем, а в отдельных случаях на них возлагалось частичное выполнение боевых задач ударных авианосцев.
В соответствии с этой концепцией на Западе разработали авианесущие корабли двух типов. Первый при водоизмещении 14300 т и скорости хода 28 узлов должен нести на борту 19 самолетов и вертолетов; второй - при водоизмещении 33 тыс. т и той же скорости - 50.
Но такие корабли потребовали совершенно новой авиационной техники, поэтому в США был создан переходный проект среднего авианосца водоизмещением 58-63 тыс. т со скоростью хода 28 узлов. Он должен был нести на борту 50-64 летательных аппарата - в основном состоящие на вооружении вертолеты и катапультные самолеты или же перспективные машины СВВП.
Сторонники новой концепции считали, что в составе оперативной многоцелевой группы средний авианосец должен действовать совместно с двумя авианесущими кораблями, которые придадут ей повышенную боевую устойчивость и оперативно-боевые возможности по сравнению с современной авианосной группой. В самом деле, считают специалисты НАТО, в боевом столкновении противник будет стремиться нанести главный удар по авианосцу, являющемуся ядром соединения. В группе без авианесущих кораблей потопление авианосца автоматически влечет за собой гибель всех находящихся на нем самолетов, в результате чего боевая задача не решается вообще или решается лишь частично. Если же они входят в состав группы, то она в состоянии продолжать выполнять задание даже при потере авианосца: самолеты могут перелететь на авианесущие корабли и действовать с них.
К немаловажным достоинствам средних авианосцев и авианесущих кораблей их сторонники относят и то, что в отличие от гигантских современных многоцелевых авианосцев эти корабли можно проводить через Панамский канал, сокращая тем самым сроки межтеатрового маневра авианосными силами. Также они подсчитали, что средств, отпускаемых на постройку одного атомного гиганта, хватает на 7-15 авианесущих кораблей, которые могут контролировать несоизмеримо большие районы океана. В случае же необходимости мини-авианосцы можно использовать и как узкоцелевые. И все же, несмотря на все технические и тактические преимущества подобных кораблей, конгресс США в 1980 году отказался выделить 1,7 млрд. долларов на их разработку и предпочтение было отдано строительству крупных атомных авианосцев, способных вести длительные боевые действия без пополнения запасов. Вместе с тем Пентагон рассчитывал воспользоваться в своих интересах авианесущими кораблями, строящимися в странах - партнерах США по НАТО...
В Великобритании интенсивные работы по созданию СВВП были начаты еще в конце 1950 годов, и, опередив другие западные страны, здесь приступили к постройке под них кораблей. В 1979 году вступил в строй первый английский авианесущий крейсер <Инвинсибл>, вооруженный ракетами класса <корабль-воздух> и <корабль-корабль>, а также пятью СВВП <Харриер> с девятью вертолетами. Вслед за ним начали постройку еще двух однотипных кораблей - <Илластриес> и <Арк Ройал>. В 1981 году первый авианесущий корабль современного типа <Джузеппе Гарибальди> заложили итальянцы. На Западе ожидалось, что авианесущий корабль с атомной установкой и СВВП в скором времени появится и у французов. Однако недавно стало известно, что первые французские атомные авианосцы <Бретань> и <Прованс> водоизмещением 32 - 35 тыс. т предназначаются для базирования 30-40 обычных палубных самолетов.
Военно-Морской Флот СССР в послевоенные годы развивался самобытным путем, что и проявлялось в конструктивных особенностях наших кораблей и самолетов морской авиации. В полной мере относится это и к советским авианесущим кораблям, которые по своей конструкции, вооружению, энергетике выгодно отличаются от аналогичных западных. По словам главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова, советским кораблестроителям принадлежит приоритет в создании ряда новых направлений в развитии надводного кораблестроения, в частности, именно в нашей стране создан первый противолодочный крейсер (вертолетоносец) типа <Москва>. Спустя несколько лет появились новые советские авианесущие корабли - противолодочные крейсеры <Киев> и <Минск>, вооруженные СВВП.
Противолодочный крейсер "КИЕВ", CCCP
HTTP://ATTEND.TO/COMMI