© TARGET

ИСТРЕБИТЕЛИ СССР
1945-1991

Fighters USSR

Фотогалерея: Click to init

МиГ-9, 1946 - одноместный истребитель-среднеплан с двумя ТРД осевого типа, установленными в фюзеляже рядом под крылом и кабиной с выходом реактивных сопел под хвост фюзеляжа, т.е. схема реданная. Такая схемапозволила получить очень компактную и аэродинамичную компоновку. Конструкция МиГ-9 цельнометаллическая, в основном из дуралюмина с дополнительной защитой нижней поверхности хвостовой части фюзеляжа от горячих газов путем установки слегка гофрированного листа тонкой жароупорной стали (с просветом около 15 мм). Двигатель первоначально БМВ-003, на серийных самолетах МиГ-9 (ФС) - РД-20. На всех серийных МиГ-9 был введен форкиль, улучшивший жесткость конструкции хвоста и путевую устойчивость самолета. Кабина на последнем МиГ-9М - герметическая, вентиляционного типа, а сиденье - катапультируемое, на всех остальных - обычная и без катапультирования.
Первый экземпляр И-300 (Ф-1) был выпущен к весне 1946 г. и первый его полет был выполнен 24 апреля в один день с Як-15, но на три часа раньше (летчик А.Н.Гринчик). 18 августа 1946 г. на воздушном параде в Тушино МиГ-9 демонстрировался вместе с Як-15. Название МиГ-9 появилось на смену первоначального И-300 после внедрения его в серию. И-301Т (ФТ) -учебно-тренировочный двухместный вариант, построенный вслед за основным для обучения и вывозки летчиков на таком малознакомом самолете в 1946 г. Это один из первых самолетов, на котором в СССР проводились летные испытания по катапультированию летчика (из задней кабины).
МиГ-9 был наряду с Як-15 первым реактивным истребителем, принятым на вооружение, но применялся он недолго, будучи лишь промежуточным типом с прямым крылом, и вскоре сменился истребителем МиГ-15 со стреловидным крылом.

Фотогалерея: Click to init

МиГ-15, 1948 - первый советский массовый реактивный истребитель. Его проектирование началось в 1946 г., первый опытный образец И-310 (С-01) совершил первый полет 30 декабря 1947 г. На нем был установлен закупленный в Великобритании двигатель Rolls-Royce Nene I (21,9 кН ). На опытных самолетах С-02 и С-03 - двигатель Rolls-Royce Nene II (22,3 кН, 2270 кгс). Первый серийный самолет впервые поднялся в воздух 30 декабря 1948 г. Первые самолеты поступили в части зимой 1948-1949 гг., и первые строевые подразделения были сформированы в 1949 г. На серийных МиГ-15 установлен ТРД РД-45Ф, представляющий собой копию двигателя "Нин" II.
МиГ-15бис (СД) - усовершенствованный серийный вариант, отличающийся установкой двигателя ВК-1 вместо РД-45Ф, пушек НР-23 вместо НС-23, несколько измененной конструкцией планера и улучшенным оборудованием. Первый полет опытного образца состоялся в сентябре 1949 г., серийное производство началось в 1950 г.
В СССР постройка самолета осуществлялась на восьми заводах. Всего выпущено 11 073 самолета. Они широко экспортировались в страны Варшавского Договора, Китай, КНДР и другие развивающиеся страны, в частности в страны Ближнего Востока (Египет, Сирию). Производство одноместных вариантов МиГ-15 по лицензии было организовано в Чехословакии фирмой Аэро под обозначением S102/S103 (1473 самолета) и в Польше под обозначением Lim-1/Lim-2 (примерно 1000 самолетов), двухместного варианта - в Чехословакии под обозначением CS102 (2012 самолетов). Таким образом, во всех странах-производителях всего было построено около 15560 самолетов МиГ-15.

Фотогалерея: Click to init

МиГ-17, 1951 - внешне схожий с МиГ-15, истребитель МиГ-17 в действительности представлял собой совершенно другой самолет. Западные аналитики полагают, что эту модель спешно разработали после Корейской войны, наглядно выявившей недостатки МиГ-15 - прежде всего низкую путевую устойчивость, заметно осложнявшую прицельную стрельбу из пушек. На самом деле разработка проекта МиГ-17 началась еще в 1948 г. Возможно, это был последний самолет, разработкой которого руководил лично М.И.Гуревич. Наиболее важной особенностью новой машины было крыло уменьшенной толщины и измененного сечения с тремя поперечными ребрами, благодаря чему изменились в лучшую сторону летные характеристики модели. Хвостовая часть оканчивалась стабилизатором новой формы. Кроме того, МиГ-17 был оснащен новым комплектом бортового оборудования.
Основной серийный вариант МиГ-17Ф - дневной истребитель с двигателем ВК-1Ф с форсажной камерой, получил кодовое обозначение НАТО "Fresco-С". Вариант МиГ-17ПФ имел двигатель с форсажной камерой и был оснащен радиолокатором. За ним последовал первый серийный советский перехватчик МиГ-17ПФУ (Fresco-E" с ракетным вооружением (четыре управляемые ракеты класса "воздух-воздух" К-5 (РС-2УС)). Хотя к середине 60-х годов самолеты МиГ-17 считались в СССР устаревшими, они хорошо зарекомендовали себя во время войны во Вьетнаме.
Oбщее количество выпущенных машин - свыше 5000.

Фотогалерея: Click to init

МиГ-19, 1955 (кодовое обозначение НАТО "Фармер" ("Farmer")) начал разрабатываться в конце 40-х гг. по личному приказу Сталина. Один из опытных самолетов с двигателем АМ-5 конструкции Микулина поднялся в воздух 18 сентября 1953 года. Истребитель МиГ-19 первоначально был принят в эксплуатацию в варианте МиГ-19П, и, хотя он развивал сверхзвуковую скорость в горизонтальном полете, его сняли с вооружения из-за неприемлемо высокой аварийности. В тоже время было выпущено небольшое число самолетов МиГ-19ПФ с радиолокатором для всепогодной эксплуатации, и вариант МиГ-19ПМ с ракетами класса "воздух-воздух". После этого была проведена доработка этого самолета с целью увеличения его устойчивости. Основным отличием усовершенствованного МиГ-19С было цельноповоротное горизонтальное оперение, а также установка турбореактивных двигателей Туманского РД-9Б.
К моменту окончания серийного производства в 1959 г. было построено около 2500 машин. Самолеты советского производства поставлялись в Чехословакию и Польшу под обозначениями S-105 и LIM-7. Большое количество этих самолетов было построено в Китае. Номенклатура вариантов включала самолет J-6 (эквивалент варианта МиГ-19С/СФ), J-6A (МиГ-19ПФ), J-6B (МиГ-19ПМ), J-6C Беинг (Being), представлявший собой улучшенный вариант J-6 (поставлялся в Пакистан под обозначением F-6C), J-6Xin - улучшенный вариант многоцелевого дневного истребителя, созданного на базе J-6A, J-6 III - доработанный затем в ударный самолет Нанчанг А-5/Q-6 (Nanchang A-5/Q-6); JJ-6 - двухместный истребитель или учебно-тренировочный самолет (поставлялся в Пакистан под обозначением FT-6) и JZ-6 - истребитель-разведчик.

Фотогалерея: Click to init

МиГ-21, 1959 представляет собой свободнонесущий моноплан, имеющий треугольное среднерасположенное крыло малого удлинения. Крыло оснащено элеронами и простыми закрылками со скользящей осью вращения. Для улучшения путевой устойчивости самолет снабжен подфюзеляжным килем. В зависимости от модификации на самолете устанавливали двигатели конструкции С.К.Туманского Р-11Ф-400 (1х5600 кгс), Р-11Ф2-300 (1х6200 кгс), Р-13-300 (1х6600 кгс), Р-25-100 (1х7300 кгс). На Миг-21 возможна подвеска стартовых пороховых ускорителей.
Миг-21 серийно выпускался с 1959 по 1986 г. Он является одним из самых массовых самолетов мира. На нем было установлено 17 мировых рекордов.
В 1989 г. начались работы над новой модификацией самолета - Миг-21И. Только за счет оснащения Миг-21 современным радиоэлектронным оборудованием, удалось достичь многократного повышения боевой эффективности по сравнению с последней модификацией Миг-21БИС. Миг-21И оснастили многофункциональной когерентной импульсно-доплеровской БРЛС "КОПЬЕ", превосходящей по основным характеристикам американскую РЛС AN/APG-68, устанавливаемую на истребителях F-16C. Миг-21И может нести 2 ракеты средней дальности класса "воздух-воздух" Р-27 или 4 УР ближнего боя Р-73Э, либо 1 ПКР Х-35 на подфюзеляжном пилоне. Диапазон высот перехватываемых целей расширился до 0.03-22 км. На самолете планировалось установить ДТРДФ РД-3З, используемый также на Миг-29.

Фотогалерея: Click to init

МиГ-23, 1971 впервые демонстрировался в 1967 г. в Москве на празднике в честь дня авиации. В 1971 г. начался серийный выпуск модификаций Миг-23С (истребитель) и Миг-23У (учебный). В ВВС СССР они заменяли СУ-9, СУ-11 и ЯК-28П. Еще несколько сот самолетов были проданы дружественным странам.
Всепогодный перехватчик Миг-23С укомплектованный мощным двигателем с системой дожига топлива. Ракеты, укреплены на среднем пилоне, пилонах под воздухозаборниками и основаниями крыльев. На нем был установлен мощный носовой радар "Жаворонок", лазерный дальномер и доплеровская навигационная система. Это и другое оборудование ставило его в один ряд с лучшими западными истребителями. Для зарубежных заказчиков производилась упрощенная модификация Миг-23 с такой же высокоскоростной конструкцией планера и системами Миг-23С, но без радара.

Фотогалерея: Click to init

МиГ-25, 1972 создавался как истребитель-перехватчик, способный противостоять перспективным американским машинам (стратегическому бомбардировщику фирмы Норт Америкен ХВ-70 "Валькирия" и разведчику Локхид SR-71 "Блэкберд"), начались в 1959 г. Испытательный полет прототипа самолета состоялся в марте 1964 г. В 1969 г. был подписан акт о государственных испытаниях первой модификации разведчика Миг-25Р, а в 1970 г. - перехватчика Миг-25П. В том же году несколько самолетов Миг-25 с советскими специалистами было направлено для боевых испытаний в Египет, воевавший в то время с Израилем. По оценкам западных специалистов Миг-25 можно было сбить только на взлете и посадке, пока он не набирал скорость М=3. В 1972 г. Миг-25 в обоих модификациях был принят на вооружение.
Он представляет собой построенный по классической схеме высокоплан с треугольным крылом. Стреловидное оперение (управляемый стабилизатор и разнесенное двухкилевое оперение) дополнено двумя подфюзеляжными килями. Вследствие высоких скоростных данных планер самолета выполнен из стали и титановых сплавов. На Миг-25 впервые в отечественном авиастроении применили высоконапорный двухконтурный двигатель Р-15Б-300 конструкции С.К.Туманского. На самолете установили мощную БРЛС и автоматическую систему управления огнем, которая, получая радиотелеметрические команды с наземных станций наведения и без участия пилота выводила самолет на цель.
С 1980 г. по 1982 г. все Миг-25 советских ВВС прошли доработку на ремзаводах. На них полностью заменили электронное оборудование. В варианте разведчика-бомбардировщика Миг-25РБ предназначался для ведения видовой и радиолокационной разведки с больших высот и нанесения бомбовых ударов по стационарным целям бомбами свободного падения массой до 500 кг. Для выполнения этих функций Миг-25РБ оснащался бомбардировочной системой "ПЕЛЕНГ', позволяющей производить автоматический сброс бомб (до 10 штук) общей массой до 5000 кг по заранее заданным координатам. Разведывательное оборудование включало в себя РЛС бокового обзора и высокочувствительный фотоаппарат с высокой разрешающей способностью. Самолет оснащался средствами РЭБ.
Миг-25 серийно выпускался с 1969 г. по 1984 г.

Фотогалерея: Click to init

МиГ-27, 1973 предназначался для нанесения ударов по стационарным и мобильным наземным, морским целям. Он является развитием серии ударных самолетов Миг-23Б, Миг-23БН, Миг-23БМ, Миг-23БК. Снижение требования к скоростным характеристикам истребителя-бомбардировщика, предназначенного преимущественно для действий на малых высотах c околозвуковой скоростью, позволило отказаться на Миг-27 от регулируемого воздухозаборника, что значительно упростило и облегчило конструкцию планера. Боевая живучесть Миг-27 помимо установки броневых накладок и лобового 6ронестекла о6еспечивалась путем наддува топливных баков нейтральным газом. БРЭО в первой модификации Миг-27 включало в себя прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23 с цифровым процессором, лазерный дальномер "ФОН", навигационный вычислитель КН-23, доплеровскую навигационную РЛС НИ-506, систему речевой аварийной сигнализации. Серийное производство длилось 1973 по 1977 г. Всего было выпущено 560 самолетов этого типа. Впоследующем они были доработаны в вариант Миг-27А, на которых устанавливалась БРЭО от самолета Миг-27М.
Дальнейшим развитием Миг-27 явилась модификация Миг-27К. Самолет оснастили значительно более совершенным БРЭО. В него входил ПрНК-23К "КАЙРА". Для слежения за целью использовалась телекамера, а в кабине пилота был установлен монохромный ТВ индикатор. Самолет снабжен автоматизированным оборонительным комплексом, в состав которую вошли выбрасыватели ИК ловушек и дипольных отражателей. Систем управления вооружением обеспечивает автоматический сброс бомб как по одиночке, так и сериями. Миг-27К стал одним из первых самолетов, вооруженных совершенными высокоскоростными ракетами с, а также корректируемыми авиабомбами (КАБ). Обеспечено применение ракет с лазерной системой наведения. Миг-27К оснащен индикатором на лобовом стекле, аппаратурой радиосистемы ближней навигации "КОРАЛЛ-И". С 1977 г. по 1982 г. было выпущено 200 самолетов.
На упрощенной модификации Миг-27М, выпускавшейся в 1978-1983 гг. был установлен лазерный дальномер-целеуказатель "КЛЕН". Миг-27М не имеет индикатора на лобовом стекле. В 1982 г. появилась модификация Миг-27МЛ, разработаная по заказу Индии.
Миг-27Д, оснащенный контейнером с АФА, мог использоваться как фронтовой разведчик.
В отличии от Миг-23, Миг-27 почти не использовался в боевых действиях, за исключением Афганистана.

Фотогалерея: Click to init

МиГ-29, 1982 оснащен двумя турбореактивными двигателями системы Туманского тягой 8300 кгс с использованием дожига топлива. Двигатель бездымный с впрыскиванием воды при посадке, как и другие двигатели Туманского. Огромные крылья Миг-29 имеют много преимуществ: они обеспечивают высокую подъемную силу при малой нагрузке на крыло. Результатом является превосходная маневренность. Скорость разворота просто впечатляет! Крыло снабжено полностью открывающимися предкрылками, эффективными закрылками и полуоткрывающимися элеронами. Кабина Миг-29 удивительно просторна и накрывается большим фонарем, что обеспечивает большее поле зрения, чем у западных истребителей. Угол атаки Миг-29 сравним с углом атаки палубного истребителя F/A-18 "Hornet". Все подвески Миг-29 могут нести бомбы, либо другое вооружение класса "воздух-земля". Миг-29 является универсальным истребителем, способным как наносить бомбовые удары, так и завоевывать превосходство в воздухе.
Всего было выпущено свыше 1600 самолетов, которые эксплуатируются в 25 странах.
Легкий многофункциональный истребитель Миг-29М - глубокая модернизация Миг-29. Неудивительно, что внешне эти машины очень похожи. Но по существу Миг-29М качественно новый боевой самолет. В полной мере сохранив и развив качества своего предшественника боевого самолета для завоевания господства в воздухе, Миг-29М приобрел новое амплуа - авиационного комплекса для эффективного поражения наземных и морских целей. Миг-29М имеет девять точек подвески вооружения. Бомбовая нагрузка на нем увеличена до 4,5 тонны. На истребителе предусмотрено применение практически всей номенклатуры отечественных ракет класса "воздух поверхность", включая и управляемые ракеты с телевизионными и лазерными головками самонаведения, корректируемые авиационные бомбы, другое высокоточное оружие. Кроме этого, в арсенале Миг-29М имеется 30-мм авиационная пушка с высокой точностью стрельбы, неуправляемые реактивные снаряды калибра 80, 130 и 240 мм. Управление боевыми режимами и выбор оружия летчик может производить не снимая рук с сектора газа и ручки управления. Установленная на истребителе многоканальная импульсно-доплеровская РЛС обеспечивает сопровождение до 10 целей и одновременный обстрел до четырех целей, а также картографирование местности, "замораживание" изображения и т.д.
Параллельно на базе Миг-29М разрабатывался корабельный вариант истребителя Миг-29К. Но из-за отсутствия финансирования работы по этой программе в настоящее время свернуты.
Модификация Миг-29СМ, впервые показанная на авиасалоне в Париже в 1995 году, является уже полностью многофункциональным истребителем, оснащенным высокоточным оружием "земля-воздух". Его ударная мощь возросла в три раза, по сравнению с предыдущими модификациями. Миг-29СМ унаследовал от Миг-29СЭ (самолеты, подобные этой модификации, были поставлены в Малайзию) все нововведения: увеличенная бомбовая нагрузка (до 4 т), дозаправка в воздухе, ракеты с активной радиолокационной головкой самонаведения РВВ-АЕ, повышающими шанс победить в дальнем бою в 6-7 раз. Уже эти две модификации по основным параметрам не уступают или превосходят, разрабатываемый "Еврофайтер" - истребитель следующего поколения. Все, кто принимал участие в испытательных полетах , отмечали очень высокую управляемость самолета. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, принципиально изменена система защиты двигателя от попадания посторонних предметов. Это позволило, сохранив практически тот же "сухой" вес, что и у Миг-29, на 1 .500 литров увеличить запас топлива, что в свою очередь дало существенную прибавку (более чем на 40 процентов) в дальности действия истребителя.
По своим летно-техническим и боевым характеристикам истребитель превосходит свои зарубежные аналоги, включая F-16C, F-18А, "Мираж-2000", и даже "Рафаль" и "Еврофайтер".

Фотогалерея: Click to init

МиГ-31, 1982 впервые поднялся в воздух 16 сентября 1975 г. Базой для создания самолета послужил хорошо зарекомендовавший себя истребитель-перехватчик Миг-25. Планер Миг-31 изготовлен из алюминиевых сплавов с рабочей температурой до 150 градусов, а зоны высокого кинетического нагрева при больших сверхзвуковых скоростях выполнены из титана и нержавеющих сталей. Конструкция шасси позволяет эксплуатировать Миг-31 с грунтовых и ледовых аэродромов. На самолете установлены новые высокоэкономичные двухконтурные ДТРД Д-30Ф6. Миг-31 оснащен системой дозаправки в воздухе от самолетов-танкеров ИЛ-78 или СУ-24Т.
Для решения задач дальнего перехвата и обеспечения полуавтономных действий в радиолокационном поле потребовалось оснастить самолет уникальной РЛС с фазированной решеткой и квазинепрерывным излучением, способной обнаруживать малоразмерные цели на фоне земли. Сложное радиотехническое оборудование потребовало ввести в экипаж штурмана-оператора, главной задачей которого является контроль за воздушным пространством и разработка тактики перехвата групповых целей. Кабина летчика оборудована цветным индикатором на лобовом стекле (ИЛС), не имеющем к настоящему времени серийных зарубежных аналогов. Навигационное оборудование включает радионавигационные системы "ТРОПИК" и "МАРШРУТ". Наибольшая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырех Миг-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информацией. Цифровая система закрытой связи АПД-518 обеспечивает обмен радиолокационной информацией между самолетами на расстоянии до 200 км. Такой вариант боевого применения позволяет группе Миг-31 из 4-х самолетов контролировать воздушное пространство шириной до 1000 км. Возможности ведения информационного обмена позволяют применять Миг-31 для дальнего радиолокационного обнаружения, наведения на цель самолетов типа СУ-27, Миг-29.
В 1992 г. появилась новая версия самолета - перехватчик Миг-31М. Машина значительно отличается от своего предшественника в первую очередь новой БРЛС, усиленным вооружением и увеличенными размерами гаргрота.
На сегодняшний день зарубежных аналогов Миг-31 не существует. Это практически единственный самолет, который способен перехватывать и уничтожать крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах. На вооружении ПВО России находится свыше 200 истребителей-перехватчиков Миг-31. 24 самолета Миг-31 были поставлены в Китай.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz