© TARGET
БОМБАРДИРОВЩИКИ СССР
1945-1991
Bombers USSR
Ту-14, 1951
Ту-16, 1954
представляет собой моноплан со стреловидным крылом, имеющим четыре аэродинамических гребня.
Система управления состоит из элеронов и классического хвостового оперения с рулями высоты и направления.
В фюзеляже круглого сечения последовательно размещены кабина штурмана (имеющая большую площадь остекления), кабина пилотов, бомбовой отсек, кабина оператора пушечных установок и в хвостовой части - кабина стрелка.
Шасси трехстоечное со сдвоенными баллонами на колесах (позволяющие производить полеты с грунтовых аэродромов). Основные стойки шасси в полете убираются в крыльевые гондолы.
Для нового самолета в конструкторском коллективе, руководимом А.А.Микулиным, в 1947-1951 гг. построили и испытали новый крупногабаритный ТРД АМ-3 с тягой 9500 кгс.
На 1951 г. это был самый большой и мощный двигатель в мире.
ТУ-16 оснащен крыльевой системой дозаправки в воздухе.
Самолет в варианте ракетоносца-бомбардировщика может нести различные типы ракет "воздух-поверхность", позволяющие поражать как стационарные, так и подвижные цели.
Бомбардировщик оснащается средствами РЭБ, обеспечивающими постановку пассивных и активных помех в широком диапазоне частот.
На базе бомбардировщика ТУ-16 было построено около 50 различных модификаций, в том числе и первый отечественный реактивный пассажирский самолет ТУ-104 (на пассажирской модификации были использованы без изменений крылья, оперение, двигатели и шасси ТУ-16).
После выпуска 2 000 машин к 1960 г. производство ТУ-16 было свернуто.
В КНР был налажен по лицензии серийный выпуск бомбардировщиков ТУ-16 под обозначением Y-6.
Он поставлялся в Египет, Индию, Индонезию, Ирак и ряд других стран.
ТУ-16 активно использовался ВВС СССР для нанесения бомбовых ударов по позициям моджахедов в Афганистане.
Бомбардировщики использовались в ряде арабо-израильских вооруженных конфликтов и зарекомендовали себя надежной, неприхотливой машиной.
3M "Бизон", 1955
создавался в противовес американскому В-52 "Стратофортресс".
3М представляет собой моноплан со стреловидным крылом большого удлинения.
Помимо основного шасси две вспомогательные стойки с колесами малого диаметра размещались на концах крыльях в небольших обтекателях.
В носовой части самолета находится неубираемая штанга для дозаправки в воздухе.
В 1964 г. на вооружение морской авиации поступила модификация самолета 3М-4, использовавшаяся в качестве разведчика.
45 бомбардировщиков было переделано в воздушные топливозаправщики 3МН2 для дозаправки стратегических бомбардировщиков 3М и Ту-95.
Последняя модификация самолета, получившая название ВМ-Т "Атлант" использовалась для транспортировки космического корабля многоразового использования "Буран" и может нести груз массой до 40 тонн.
Всего выпущено 85 штук
Ту-95, 1956
впервые поднялся в воздух в 1952 году.
Особенностью новой машины явилось применение стреловидного крыла и главное, впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса, установкой турбовинтовых двигателей.
Новые двигатели НК-12М были созданы в ОКБ Н.Д.Кузнецова.
Расход топлива у них составлял всего 0.207 кг/ (л.с.ч).
Ресурс нового ТВД оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя применяемого на бомбардировщиках.
В первых модификациях ТУ-95 оснащался 3 ракетами "воздух-земля", одной Х-22, подвешенной под центропланом в полуутопленном состоянии, и двумя ракетами КСР-5 на пилонах под крылом.
В варианте бомбардировщика ТУ-95 мог нести в бомбоотсеке до 20 т бомб.
В носовой части ТУ-95 размещается неубираемая штанга топливоприемника.
Помимо ударных стратегических самолетов на базе ТУ-95 были созданы самолеты радиолокационного дозора и наведения АКРЛДН ТУ-126, оснащенные радиотехническим комплексом "ЛИАНА".
ТУ-126 предназначался для обнаружения воздушных целей, начиная со средних высот.
В ответ на перевооружение американцами своих стратегических бомбардировщиков В-52 "Стратофортрсес" крылатыми ракетами ALCM, в СССР в 1981 г. принимается на вооружение новая модификация бомбардировщика - ТУ-95МС.
Он предназначен для поражения крылатыми ракетами важных стационарных объектов днем и ночью в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара.
В отличии от ТУ-95 модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным профилем.
Установлен новый стабилизатор, теперь он может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки.
Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование и средства РЭБ.
В состав последнего включены две бортовые ЭВМ.
Главные изменения касаются ударного вооружения.
В бомбоотсеке устанавливается барабанная пусковая установка, снаряженная 6-ю крылатыми ракетами РКВ-15Б с дальностью стрельбы 2500 км.
В настоящее время ТУ-95МС является основой воздушных стратегических сил России.
Строительство ТУ-95 было развернуто на Самарском авиазаводе.
Всего выпущено около 300 единиц.
Базировались ТУ-95, помимо СССР, на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама.
Это давало возможность стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного шара.
Однако к началу 90-х годов все ТУ-95 с зарубежных баз были выведены.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI