© TARGET
БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА БРАЗИЛИИ
1945-1991
Armoured Brasil WW3
В начале 1980-х годов компания "Энгеза" развернула работы над основным танком массой до 40 т. В основу был заложен принцип возможно более полного использования хорошо отработанных, в том числе и зарубежными фирмами, агрегатов и узлов. Предполагалось установить на танк башню со 105-мм пушкой по типу английского танка <Вэлиант> (разработку башни по контракту с компанией <Энгеза> вела фирма <Виккерс>) или 120-мм пушкой (башня французской фирмы GIAT), оснастить его современной СУО, дизельным двигателем и трансмиссией западногерманского производства.
В это же время разработку основного танка вела компания "Бернардини". В середине 1987 года были созданы и испытаны образцы танка MB-3 "Тамойо" массой 31 тонна со 105-мм (или 90-мм) нарезной пушкой, броневой защитой разнесенной конструкции, двигателем 8V-92TA и автоматической трансмиссией американского производства. Однако получившийся образец не <дотягивал> по уровню некоторых боевых свойств, прежде всего защищенности, до показателей основных боевых танков.
Два опытных образца танка компанией ENGESA были построены в 1984-85 гг. Танк получил обозначение ЕЕ-Т <Озорио> (в честь национального героя Бразилии), причем модель ЕЕ-Т1 со 105-мм пушкой предназначалась для армии Бразилии и на экспорт, а ЕЕ-Т2 со 120-мм пушкой - только на экспорт. Выпуск ЕЕ-Т1 небольшими сериями (около 70 машин в год) начался в 1988 г.
ЕЕ-Т1 "Озорио" имеет классическую схему компоновки. Механик-водитель размещается в отделении управления, смещенном к левому борту. Остальные члены экипажа располагаются в башне: командир и наводчик справа от пушки, заряжающий - слева. Командир имеет неподвижную низкопрофильную башенку.
В башне установлена 105-мм нарезная английская пушка L7A3 с эжектором в средней части ствола и теплозащитным кожухом. Пушка стабилизирована в двух плоскостях наведения. Углы наведения в вертикальной плоскости от -10 до +20 градусов. Боекомплект состоит из 45 унитарных выстрелов, унифицированных с выстрелами танковых пушек НАТО. 12 выстрелов размещаются в нише башни и отделены от экипажа раздвижными броневыми створками. Над этой боеукладкой в крыше башни выполнены вышибные панели, обеспечивающие выход ударной волны в случае детонации боеприпасов при пробитии брони башни снарядами противника. В него входят унитарные выстрелы, унифицированные с выстрелами 105-мм танковых пушек НАТО.
Скорострельность пушки достигает 10 выстр./мин. Управление оружием могут осуществлять как наводчик, так и командир. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет MG60-40 бельгийской фирмы FN с боекомплектом 1500 патронов. Такой же пулемет в качестве зенитного устанавливается на турели над люком заряжающего (общий боекомплект пулеметов - до 5000 патронов). Над люком командира на крыше башни может крепиться турель с 12,7-мм пулеметом М2НВ <Браунинг> с боекомплектом 900 патронов. Башня имеет электромеханический и ручной приводы наведения, используемые командиром или наводчиком. В СУО входят также электронный баллистический вычислитель, комбинированный перископический прицел наводчика LRS-5 бельгийского производства, со встроенным лазерным дальномером, комбинированный прицел командира SCS-5. Прицел LRS-5 имеет дневной визуальный канал и ночной канал на основе ЭОП второго поколения, работающий в диапазоне длин волн 0,4-1,2 мкм, с шестикратным увеличением.
Встроенный лазерный дальномер выполнен на иттриево-алюминиевом гранате с неодимом, работает на длине волны 1,06 мкм; диапазон измеряемых дальностей от 200 до 10000 м. Дополнительно наводчик имеет телескопический прицел L35 с 10-кратным увеличением английской фирмы "Виккерс Инструментс".
Прицел командира SCS-5 установлен в командирской башенке и связан с пушкой. Командир имеет также 5 смотровых блоков по периметру башенки.
Лобовая часть корпуса и башни имеют комбинированное бронирование, с использованием биметаллической брони и композиционных материалов. Защищенность лобовой проекции повышена за счет большого угла наклона верхнего лобового листа корпуса и установки под углом лобовых листов башни. Маска пушки выполнена <утопленной> в башне. Бортовая проекция прикрыта противокумулятивными экранами корпуса и размещением укладки ЗИП на бортах башни. Для постановки дымовых завес на башне в задней части закреплены два шестиствольных 66-мм дымовых гранатомета. На ее крыше устанавливается детектор лазерного облучения. В днище корпуса имеется люк для эвакуации экипажа.
На танке установлена быстродействующая система ППО. В МТО система включается автоматически или вручную, в боевом отделении автоматически. Предусмотрена защита от ОМП.
В моторно-трансмиссионном отделении установлен западногерманский 12-цилиндровый дизель TBD 234 (фирмы MWM) с турбонаддувом, V-образным расположением цилиндров и жидкостной системой охлаждения, мощностью 809 кВт (1100 л.с.) Автоматическая гидромеханическая трансмиссия ZF LSG 3000 западногерманского производства обеспечивает 4 передачи вперед и две назад. Установка двигателя и трансмиссии в едином блоке позволяют заменять их в полевых условиях за 30 минут.
Ходовая часть танка включает шесть обрезиненных опорных и три поддерживающих катка на борт. Опорные катки имеют индивидуальную гидропневматическую подвеску английской фирмы <Данлоп>. Гусеница аналогична по конструкции гусенице танка <Леопард-2>, состоит из 92 траков. Танк преодолевает брод глубиной 1,2 м, со специальным комплектом оборудования - до 2 м.
Механик-водитель имеет перископический смотровой прибор, который может заменяться пассивным (бесподсветочным) прибором ночного видения PDP/SS 130.
ЕЕ-Т1 "Озорио" оснащен радиостанцией, ТПУ, навигационной системой с электронным компасом, обогревателем обитаемого отделения или кондиционером. Электросеть танка имеет напряжение 28В.
Для сухопутных войск Бразилии планируется выпустить около 500 танков ЕЕ-Т1 <Озорио>. На его базе разрабатываются самоходная 155-мм гаубица, ЗСУ с двумя 30-мм или 35-мм пушками.
Танк заинтересовал ряд стран Ближнего и Среднего Востока. Экспортный вариант ЕЕ-Т2, разработанный с учетом интересов возможных заказчиков, прошел в 1987 г. испытания в Саудовской Аравии.
Главными отличиями ЕЕ-Т2 являются вооружение и СУО. Танк вооружен стабилизированной в двух плоскостях 120-мм гладкоствольной пушкой C1 (CN-120) французской фирмы GIAT. Пушка без ресивера продувки ствола, имеет теплозащитный кожух. Для продувки ствола используется сжатый воздух. Из 38 выстрелов боекомплекта 12 размещены в башне.
Скорострельность пушки - 6 выстр./мин. СУО включает перископический прицел наводчика VS-580-19Е французской фирмы SFIM с независимой стабилизацией поля зрения, встроенным лазерным дальномером. Командир имеет аналогичный прицел VS-580-10. Оба прицела связаны с электронным баллистическим вычислителем. Кроме того, командир имеет тепловизионный ночной прицел UA-9090 фирмы <Филипс> со стабилизированным полем зрения. Для ЕЕ-Т2 французскими фирмами SFIM и TRT разработан также ночной тепловизионный командирский прицел <Касимир>, работающий в диапазоне длин волн 8-14 мкм. Изображение с тепловизионного прицела передается на экраны, установленные перед командиром и наводчиком.
Вспомогательное вооружение включает 7,62-мм спаренный и зенитный пулеметы с общим боекомплектом 5000 патронов. При использовании дополнительного 12,7-мм зенитного пулемета (900 выстрелов) боекомплект 7,62-мм пулеметов уменьшается до 3000 патронов.
Интересно отметить, что экспортный вариант "Озорио" превосходит по огневой мощи модель, принятую на вооружение самой бразильской армии и лучше отвечает современным требованиям. Не в последнюю очередь это связано с высокой <платежеспособностью> потенциальных покупателей, среди которых назывались Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия.
БМТВ ЕЕ-9 "Каскавел" (6х6) - разработана фирмой ENGESA по заказу руководства национальных СВ Бразилии. Опытный образец выпущен в конце 1970 года, а испытания проведены в 1972 - 1973-м. Серийное производство началось на заводе в г.Сан-Хосе в 1974 году. Первые образцы оснащались 37-мм пушкой, которые устанавливались на устаревшем американском легком танке МЗ "Стюарт", а экспортные - башней с 90-мм пушкой производства Франции.
ЕЕ-9 "Каскавел" использовалась иракской армией в ходе боевых действий против Ирана, сухопутными войсками Чада в 1983 году, а также Ливии. Всего в СВ Бразилии насчитывается 400 таких машин. ЕЕ-9 "Каскавел" экспортировалась во многие страны: Боливию, Буркина-Фасо, Чили, Камбоджу, Кипр, Эквадор, Габон, Иран, Ирак, Нигерию, Ливию, Парагвай, Того, Тунис, Уругвай и Зимбабве.
ЕЕ-9 имеет бронированный корпус из стальных броневых сварных катаных листов, который защищает экипаж от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Водитель располагается в передней части корпуса (слева), крышка люка открывается вправо. Три перископических прибора наблюдения в верхней части люка обеспечивают поле обзора 120°. Сиденье водителя и рулевое колесо регулируемые.
Серийные образцы ранее были оснащены французской башней Н-90 с 90-мм пушкой D-921, позже на машинах стала устанавливаться башня ЕТ-90 фирмы ENGESA с 90-мм пушкой ЕС-90. Командир располагается в башне слева, а наводчик - справа по ходу; в их распоряжении единая крышка люка, открываемая назад, и четыре перископических прибора наблюдения. Наводчик имеет телескопический прицел с шестикратным увеличением для стрельбы из пушки. Машина оснащена электроприводом башни.
Основное вооружение - 90-мм пушка ЕС-90, установленнаяв башне ЕТ-90. Боекомплект пушки 44 выстрела (кумулятивных, с пластическим ВВ, дымовых): 24 в башне и 20 - в корпусе. Вспомогательное вооружение - 7,62-мм пулемет, спаренный (слева) с пушкой, и 12,7-мм зенитный М2НВ. По обеим сторонам башни установлены три дымовых гранатомета.
Силовое отделение находится в кормовой части корпуса; вверху расположены два люка для доступа к двигателю и трансмиссии. Силовая установка - дизель 6Y-53N мощностью 212 л. с., фирмы "Детройт дизель". Коробка передач МТ-643 автоматическая фирмы "Эллисон" с четырьмя передачами вперед.
Раздаточная коробка - двухступенчатая фирмы ENGESA. Подвеска независимая. Ход колеса 0,87 м. Система электрооборудования "Каскавел" рассчитана на напряжение 24 в. Для этого имеются две группы аккумуляторных батарей: одна предназначена для работы радиостанции и других потребителей в корпусе и в башне, другая - для запуска двигателя. Тормоза дисковые, кроме того, машина оснащена системой централизованной подкачки шин. Стандартное оборудование включает: кондиционер, обогреватель, лазерный дальномер, автоматическую систему ПГЮ, приборы ночного видения активного и пассивного типа.
На базе БМТВ ЕЕ-9 "Каскавел" разработано семейство машин (Mk1-Mk7), имеющих различную комплектацию:
- Mk1 - установлендвигатель 6357V "Пepкинс" и трансмиссия "Кларк", отсутствует автоматическая система регулирования давления воздуха в шинах (в серийном производстве не был).
- Mk2 - первый серийный образец, который вооружен 37-мм пушкой, оснащен 170 л.с. дизельным двигателем ОМ-352А фирмы "Мерседес-Бенц" и трансмиссией "Кларк"; имеет бортовую сеть 12 в (система электрооборудования для потребителей в корпусе) и 24 в - для башни. Система централизованной подкачки шин отсутствует.
- Mk3 - серийная модель для экспорта, оснащенная двигателем ОМ-352А, мощностью 170 л.с. с автоматической трансмисcиен АТ-540 фирмы "Эллисон", системами электрооборудования - напряжением 12 в (для корпуса) и 24 в (для башни), а также централизованной подкачки шин; в башне фирмы "Испано-Сюиза" установлена 90-мм пушка компании GIAT.
- Mk4 - первая серийная модель (ее производство началось в 1977 году) оснащена: башней ЕТ-90 фирмы ENGESA с 90-мм пушкой ЕС-90; дизельным двигателем мощностью 212 л. с. фирмы "Детройт дизель" и автоматической трансмиссией МТ-643; системами электрооборудования напряжением 24 в (башня) и централизованной подкачки шин.
- Mk5 - установлены дизель (190 л.с.) ОМ-352А фирмы "Мерседес-Бенц" с автоматической трансмиссией АТ-540 "Элдисон" или АТ-545; система электрооборудования напряжением 24 в (корпус и башня), дисковые тормоза, система централизованной подкачки шин.
- Mk6 сходна с Mk5, но оснащена дизельным двигателем ОМ-352А мощностью 190 л.с. фирмы "Мерседес-Бенц".
- Mk7 аналогична Mk6, но на ней установлена автоматическая трансмиссия МТ-643 фирмы "Эллисон".
HTTP://ATTEND.TO/COMMI