© TARGET
БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
1920-1945
Armoured GreatBritain WW2
Проект A10 был разработан фирмой Vickers как "пехотная" версия танка А9, но обычно обозначается как "тяжелый крейсер". Принят на вооружение английской армии под индексом Мк II. До 1940 года фирмами Vickers, BRCW и Metro изготовлено 175 танков всех модификаций.
"Matilda" A11 - танк непосредственного сопровождения пехоты. Его разработка началась в 1936 году на фирме Vickers под руководством Дж. Кардена. С 1937 по 1940 год было изготовлено 139 боевых машин этого типа.
Эти танки состояли на вооружении английской армии с 1938 по 1940 год и составляли большинство боевых машин 1-й армейской танковой бригады (1st Army Tank Brigade), входившей в состав Британских экспедиционных сил на континенте; все были оставлены при эвакуации из Дюнкерка. В ходе боевых действий выяснилось, что тихоходные и слабовооруженные "матильды" были практически неуязвимы для германских танковых пушек.
"Matilda" A12 - наиболее сильно бронированный танк начального периода 2-й мировой войны и единственный английский танк, состоявший на вооружении британской армии в течение всей войны. Разработан конструкторским бюро арсенала Woolwich. Производился фирмами Vulcan Foundry, Fowler, Ruston and Hornsby, LMS Railway Works, Harland and Wolff и North British Locomotive Works. С 1939 по 1943 год изготовлено 2987 единиц (из них 1084 переданы СССР).
В сентябре 1939 года в строю имелось всего две новых "матильды", а к весне 1940 года ими был укомплектован один батальон 7-го Королевского танкового полка, который участвовал в боях в Дюнкерке. В это же время несколько таких машин было отправлено в Египет, где они приняли участие в первых боях с итальянцами, противотанковые средства которых оказались бессильны против хорошо защищенного английского танка.
С середины 1941 года, после высадки в Ливии немецкого Африканского корпуса, основным средством борьбы с "матильдами" стала 88-мм зенитная пушка. Тем не менее эти танки активно использовались в боевых действиях вплоть до первых боев у Эль-Аламейна в июле 1942 года.
Австралийские войска использовали "матильды" на островах Тихого океана вплоть до 1945 года. На вооружении их учебных частей эти танки состояли до 1953 года.
В Советский Союз первые "матильды" прибыли осенью 1941 года - как раз к битве за Москву, и пришлись как нельзя кстати. В течение 1941 - 1943 годов Красная Армия получила 1084 танка этого типа. Советские танкисты по достоинству оценили мощную броню (такую же, как у нашего KB) и высокую надежность силовой установки и трансмиссии. Английская 2-фунтовая пушка по бронепробиваемости не уступала отечественной 45-мм и до середины 1942 года могла гарантированно поражать все типы немецких танков. В России выявился один специфический недостаток "Матильды": осенью и весной грязь, забиваясь днем между фальшбортом и корпусом, ночью, при понижении температуры, замерзала и лишала танк возможности передвигаться.
На базе "Матильды" было построено большое количество машин специального назначения. Саперные танки Matilda Ва-гоп и Matilda Scorpion, оснащенные молотковыми минными тралами, приняли участие в сражении у Эль-Аламейна в 1942 году. За ними последовали и другие варианты: катковые минные тралы, бульдозеры, мостоукладчики, прожекторные танки для освещения поля боя и, наконец, огнеметные. Австралийские модификации огнеметных танков - Matilda Frog и Matilda Murray использовались для выжигания японских опорных пунктов на островах Юго-Восточной Азии.
A13 - c этим танком связан важный этап в британском танкостроении. После посещения английскими военными атташе Киевских маневров, где они увидели сотни танков типа БТ, английское военное ведомство в 1936 году приобрело у конструктора Кристи один танк его типа. На его основе началась разработка крейсерского танка A13 с ходовой частью и подвеской, заимствованными у американского прототипа. При создании А13 и в ходе испытаний англичане столкнулись с большими трудностями, которые на этой модели так и не были преодолены. В 1937 году фирма Muffield построила прототип A13, а затем выпустила 65 танков этого типа.
"Covenanter" A13 Mk III - логическое продолжение конструкции танка A13 и A13 Мк II. Работу над проектами А14 и А16 прервали в 1939 году в пользу A13 Мк III, который представлял собой переработанный проект A13 с более низким силуэтом и 30-мм броней. Уменьшения высоты корпуса удалось достигнуть, в частности, за счет использования горизонтально-оппозитного двигателя и применения радиаторов нового типа. С 1939 года фирма LMS изготовила 1771 танк.
Крейсерский танк "Crusader" A15 создавался одновременно с Covenanter, по аналогичному техзаданию, но фирмой Nuffield. Его проект являлся развитием конструкции A13, и первоначально танк предполагалось использовать в роли тяжелого разведчика. На деле ему пришлось стать самым массовым английским танком периода Африканской кампании. С 1939 по 1943 год заводы девяти фирм под "патронажем" фирмы Nuffield изготовили 5300 танков Crusader.
На базе танка "Крусейдер" выпускались (или переделывались из линейных танков) ЗСУ, командирские танки, машинь передовых артиллерийских наблюдателей, БРЭМ, артиллерийские тягачи и бульдозеры.
Боевое применение танков "Крусейдер" началось в июне 1941 года во время операции "Battleaxe" в Северной Африке в составе 7-й танковой бригады 7-й танковой дивизии. Они прибыли в Египет по приказу Черчилля, для того чтобы английские войска смогли начать боевые операции против Роммеля с новейшими танками. Уже в ходе первых боев "крусейдеры" понесли жестокие потери от огня 88-мм немецких зенитных пушек.
"Крусейдеры" первой и второй модели были не очень серьезным противником для немецких средних танков из-за их не слишком мощного вооружения и недостаточной броневой защиты. В какой-то степени эти недостатки удалось устранить на "Крусейдер III". Вместе с тем по-прежнему слабым его местом была невысокая технически надежность.
С начала 1942 года в английских танковых полках только два эскадрона сохранили на вооружении танки "Крусейдер". В третьем их заменили американские "Генерал Грант", вооруженные 75-мм пушкой.
После окончания боевых действий в Северной Африке "крусейдеры" сняли с вооружения. Лишь небольшое количестве этих машин приняло участие в операциях в Италии.
"Churchill" A22 - наиболее сильно защищенный британский танк второй мировой войны. Конструктивно представлял собой определенный возврат к концепции танков первой мировой войны. Гусеница, охватывавшая корпус, позволяла преодолевать рвы и окопы большой ширины. Прототип A22 был построен фирмой Vouxhall в 1940 году. Серийное производство началось летом 1941 года и продолжалось вплоть до декабря 1945 года. За это время заводами фирм Vouxhall, BRCW, Beyer, Broom and Wade, Dennis Bros, GROW, Harland and Wolff, Leyland, Metro, Newton Chambers и Charles Roberts было выпущено 5640 танков.
Первой боевой операцией с участием пехотных танков "Черчилль" был рейд на Дьепп 19 августа 1942 года. В нем приняли участие 28 танков модификаций I,II и III из 14-го канадского армейского танкового полка (Calgary Regiment). Только шесть танков смогли вступить в бой (остальные погибли вместе с десантными судами или же были подбиты при преодолении полосы прибоя), и все они к концу дня были потеряны.
С вооружения английской армии "черчилли" были сняты после замены их "центурионами" в конце 40-х годов.
301 танк "Черчилль", в основном модификаций III и IV, был отправлен в Советский Союз по программе ленд-лиза. На советско-германском фронте "Черчилли" участвовали в таких крупных операциях, как Курская битва и снятие блокады с Ленинграда.
На базе танка "Черчилль" было построено большое количество машин специального назначения: мостоукладчиков, БРЭМ, огнеметных и саперных танков. Основная масса этих машин летом 1944 года была сосредоточена в 79-й танковой дивизии.
В боевых действиях в Корее в 1951 году принимали участие огнеметные танки Churchill Crocodile, а саперные Churchill AVRE послевоенной модификации состояли на вооружении вплоть до 1965 года.
"Cavalier" A24 - в июне 1941 года началась разработка тяжелого крейсерского танка, более мощного, чем Crusader. Этот танк получил название Cromwell. Однако в связи с отсутствием предназначавшихся для него двигателей Rolls-Royce "Meteor" (они все уходили в авиацию) было принято решение установить на новый танк старый авиамотор Liberty, как и на предшествующих моделях крейсерских танков. Танк получил название Cavalier и индекс A24. С лета 1942 года по весну 1943 года на заводе фирмы Nuffield в Бирмингеме было изготовлено 500 танков этого типа.
Из-за большей массы "Кавалир" имел худшие динамические характеристики, чем "Крусейдер". Работавшие с перенапряжением, и без того ненадежные двигатели Liberty беспрерывно выходили из строя. По этой причине "кавалиры" в боевые части не попали, а использовались только в учебных целях.
Во второй половине 1943 года около 200 танков переоборудовали в машины управления для артиллерийских частей танковых дивизий. Они участвовали в боевых действиях на Западном фронте в 1944 - 1945 годах. Небольшая часть танков была переделана в БРЭМ.
"Centaur" A27L - в 1941 году было принято решение о разработке, наряду с танком А27, оснащенным дефицитным в то время двигателем Meteor, так называемого промежуточного варианта с производившимся в больших количествах мотором Liberty. Последний мог применяться в комплексе с новой трансмиссией Merritt-Brown, которая пришла на смену старой планетарной трансмиссии типа Wilson, использовавшейся на английских танках еще во время 1-й мировой войны.
Проект танка разработала фирма English Electric, и он получил название A27L (L-Liberty). Вариант с двигателем Meteor обозначался индексом А27М. В производстве Centaur участвовало несколько фирм: Leyland, LMS, Hartand, Fowler, English Electric и Nuffield. Всего с августа 1942 года по февраль 1944 года было выпущено 3134 Centaur всех модификаций (включая и ЗСУ). Таким образом, этот танк, менее знаменитый, чем Cromwell, стал самым массовым "тяжелым крейсером" английской армии во 2-й мировой войне.
С конца 1943 года, когда удалось развернуть производство двигателей Meteor и 75-мм пушек, началось массовое переоборудование "сенторов" до стандарта "Кромвеля". Отличить эти танки друг от друга можно было только по незначительным деталям. Например, разным был механизм натяжения гусениц.
"Cromwell" A27 - oдин из наиболее известных танков 2-й мировой войны. Разрабатывался фирмой BRCW c 1941 года. В 1942-м прошел обширную программу испытаний. Из-за трудностей с двигателями Meteor первые танки Cromwell покинули заводские цехи только во второй половине 1943 года. Генеральным подрядчиком по его производству была фирма Leyland. Однако к его выпуску привлекались и другие фирмы - Metro, BRCW и Fowler. Танк находился в серийном производстве с 1943 по 1945 год. За это время выпустили 1070 единиц.
Помимо линейных модификаций, на базе танка "Кромвель" построили значительное количество специальных машин; командирских и командно-штабных, передовых артиллерийских наблюдателей, БРЭМ и инженерных.
Осенью 1943 года танки "Кромвель" начали поступать в войска, прежде всего в те части, которые должны были участвовать во вторжении на Европейский континент (операция "Overlord", начатая в июне 1944 года).
В первом эшелоне английских войск, принимавших участие в высадке в Нормандии, было три танковые дивизии. Больше всего "кромвелей" имелось в составе 7-й танковой дивизии "Desert Rats" ("Пустынные крысы"). В 22-ю танковую бригаду входили три полка: 1-й и 5-й королевские танковые полки, 4-й полк иоменов графства Лондон (County of London Yeomanry). В них в общей сложности насчитывалось 130 танков "Кромвель III" и "Кромвель IV" и 15 "Кромвель VI". Этими машинами укомплектовали и разведывательный полк дивизии - 8-й королевский ирландский гусарский полк (The Kings Royal Irish Hussars).
В Гвардейской и 11-й танковых дивизиях "кромвели" имелись только в разведывательных частях: 2-м батальоне Уэльской гвардии (Welsh Guards) и 2-м полку Нортхемптонширских иоменов (Northamptonshire Yeomanry).
Кроме этих частей, они состояли на вооружении штабных эскадронов в дивизиях и бригадах. Наконец, вскоре после высадки в Нормандии в разведывательном полку 6-й воздушно-десантной дивизии легкие танки "Тетрарх" заменили 12 "кромвелями".
В составе этих и некоторых других частей английской армии "кромвели" участвовали в боевых действиях в Европе вплоть до конца войны. На других театрах они практически не применялись.
Помимо английской армии, этими машинами были укомплектованы некоторые танковые части Польских вооруженных сил на Западе, в основном 1-го польского армейского корпуса. Первым получил их 10-й полк конных стрелков 1-й польской танковой дивизии. Всего же с 1943 по 1947 год в польские танковые части на Западе поступило 250 - 300 танков "Сентор" и "Кромвель".
190 танков "Кромвель IV" и "Кромвель VI" вошли в состав Чехословацкой танковой бригады, также воевавшей на Западе. После окончания 2-й мировой войны эти танки состояли на вооружении чехословацкой армии вплоть до начала 50-х годов.
Что касается самой Великобритании, то небольшое количество танков "Кромвель" участвовало в войне в Корее. В 1953 году их передали из кадровых армейских частей в территориальные войска. В начале 50-х годов около 200 машин модернизировали - установили новую башню с 83,8-мм пушкой. Эти танки получили обозначение FV4101 и название Charioteer ("Чариотер"). Они состояли на вооружении британской армии вплоть до 1956 года. Потом их передали в территориальные войска и начали продавать другим странам. 50 танков закупила Иордания, причем некоторые из них впоследствии попали в воинские подразделения Организации освобождения Палестины, где использовались до 1976 года. 10 таких танков захватила Армия обороны Израиля, 56 танков "Чариотер" было поставлено Австрии, и в 1958 году 35 танков закупила Финляндия.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI