"ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ" 02'1973

АВС-36, СВТ-40

В 1936 году Красная Армия получила новый образец ручного скорострельного оружия - 7,62-мм автоматическую винтовку Симонова (АВС-36). Через два года, успешно выдержав полевые испытания, в войска поступила 7,62-мм самозарядная винтовка Токарева (СВТ-38). О том, какие причины вызвали появление этого вида оружия, о его основных особенностях, и рассказывается в этой статье.
Еще во времена русско-японской войны боевые действия приобрели новый характер. Меткость и дальнобойность огнестрельного оружия вынуждали солдат защищать себя складками местности, отрывать временные окопчики, быстро перебегать от укрытия к укрытию. Обороняющимся оставалось зорко следить за приближением редких стрелковых цепей и лишь иногда - когда противник открывал себя - стрелять. И чтобы действительно нанести урон врагу, а не просто сотрясать воздух пальбой, важно было стрелять не только метко, но и быстро. Вот почему еще в прошлом веке конструкторы многих стран пытались создать автоматическую винтовку, а военные - снарядить каждого солдата таким скорострельным оружием.
Казалось, у оружейников были все основания для успеха. В 1854 году знаменитый английский металлург Генри Бессемер поразил современников новым изобретением - автоматической пушкой: ее затвор открывался сам собой после каждого выстрела.
Русские конструкторы создали несколько образцов автоматических винтовок. Самые известные из них винтовка (1907 г.) и автомат (1915 г.) В. Федорова, известного конструктора и ученого. Методично, шаг за шагом, специалисты отыскивали наиболее оптимальную конструкцию каждого узла. А их немало в винтовке, которая сама готовит каждый выстрел: выбрасывает стреляную гильзу, посылает из магазина в ствол новый патрон, запирает его затвором, взводит боевую пружину. Стрелку остается только прицелиться и нажать на спуск. При желании он может вести огонь очередями. В этом режиме самозарядное оружие превращается в автоматическое. "Самообслуживание" неизбежно влечет за собой конструктивное усложнение главнейших элементов винтовки. А ведь им работать отнюдь не в лабораторных условиях. Холод и жара, дожди и снега, пыль и грязь - вот непременные спутники боевых действий. К тому же свое оружие стрелок носит сам, и ему небезразлично, сколько весят винтовка и боезапас.
На первый взгляд, лучшие результаты может дать принцип действия самой простой ружейной автоматики, например бессемеровской. При выстреле пороховые газы стремятся отбросить гильзу назад. Своим донышком она давит на затвор, который, постепенно отцепляясь от стальной коробки, откатывается в сторону, противоположную движению пули в стволе.
Вроде бы все просто, если забыть о, казалось бы, небольшом дефекте такой схемы. Ведь движение гильзы и затвора назад начинается, когда пуля еще не покинула ствол. Пороховые газы давят не только на донышко гильзы, но и на ее стенки. Гильзу распирает в патроннике, извлечь ее оттуда трудно. Вот и случаются отказы, сводящие на нет всю работу автоматики. Тем не менее оружейники не спешили отказываться от этого принципа. Они придумали систему, в которой затвор открывался лишь после того, как пуля вылетела из ствола. Некоторое время сцепленные ствол и затвор движутся вместе и разъединяются в момент уменьшения давления пороховых газов. Именно так был устроен автомат Федорова, испытывавшийся в некоторых частях Красной Армии.
Советские конструкторы С. Симонов и Ф. Токарев пошли по иному пути. В их системах тоже работали пороховые газы, только не те, что давят на затвор через гильзу, а те, которые сопровождают мчащуюся по стволу пулю. В стволе сделано небольшое отверстие, перпендикулярное основному каналу. Через него и вырываются газы наружу, но не в атмосферу, а в небольшую коробочку - газовую камору. В каморе - газовый патрубок с цилиндром, к которому прикреплен длинный шток. Шток соединен с толкателем, а толкатель упирается дальним концом в стебель затвора. Вот так, по цепочке, и передается сила газов на затвор, перезаряжающий оружие после каждого выстрела. Сергею Гаврииловичу Симонову удалось создать удачный образец автоматической винтовки. Его АВС-36 успешно выдержала испытания на всесоюзном конкурсе и в 1936 году первой из подобных систем поступила на вооружение Красной Армии. Винтовка работала в автоматическом режиме - стрелок мог вести огонь очередями, как из легкого ручного пулемета. Талантливый оружейник создал надежные конструкции коробчатого магазина на 15 патронов, простого и безотказного спускового механизма, который позволял вести одиночный и автоматический огонь. Федор Васильевич Токарев - автор самозарядных винтовок СВТ-38 и СВТ-40, также состоявших на вооружении Красной Армии.
После советско-финской войны Токарев усовершенствовал оружие с учетом опыта боевых действий. В том же 1940 году войска получили снайперский вариант винтовки.
К сожалению, к началу Великой Отечественной войны автоматические винтовки не были доведены до такой степени, чтобы вместе с советским солдатом выдержать все тяготы ее первого периода. Оружейные заводы снова стали выпускать мосинские "трехлинейки", а позже перешли к производству более современного оружия - пистолетов-пулеметов. Тем не менее предвоенные автоматические винтовки вошли в историю боевой техники как прототипы нынешнего автоматического оружия Советской Армии.

7,62-мм автоматическая винтовка СИМОНОВА образца 1936 года (АВС-36)
Калибр, патрон               7,62х54R
Вес оружия без штыка         4,05 кг
Длина оружия:
    без штыка / со штыком    1260 / 1520 мм
Тип и емкость магазина       отьемный, 15 патронов
Начальная скорость пули      840 м/сек
Прицельная дальность         1920 м
Скорострельность             20-40 выстр./мин.
7,62-мм самозарядная винтовка ТОКАРЕВА образца 1940 года (СВТ-40)
Калибр, патрон               7,62х54R
Вес оружия без штыка         3,8 кг
Длина оружия:
    без штыка / со штыком    1226 / 1463 мм
Тип и емкость магазина       отьемный, 10 патронов
Начальная скорость пули      830 м/сек
Скорострельность             25 выстр./мин.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz