"ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ" 06'1971

М-30

"В-вах! На стороне противника взметнулось серое облако. Пятый снаряд попал в землянку, где хранились боеприпасы. Граната со взрывателем, поставленным на замедление, пробила несколько накатов и разорвалась внутри склада. Вслед за еле слышным звуком разрыва поднялся высоко вверх большой черный столб дыма, и огромной силы взрыв потряс окрестности" - так в книге "Огонь ведут гаубицы" П. Кудинов, в прошлом артиллерист, участник войны, описывает будничную боевую работу М-30 прославленной 122-мм дивизионной гаубицы образца 1938 года.
Перед первой мировой войной в артиллерии западных держав для дивизионных гаубиц был принят калибр 105 мм. Русская артиллерийская мысль пошла своим путем: на вооружении армии состояли 122-мм дивизионные гаубицы образца 1910 года. Опыт боевых действий показал, что снаряд такого калибра, обладая наивыгоднейшим осколочным действием, в то же время дает минимально удовлетворительное фугасное действие. Однако в конце 20-х годов 122-мм гаубица образца 1910 года не отвечала взглядам специалистов на характер будущей войны: у нее была недостаточная дальнобойность, скорострельность и подвижность.
По новой "Системе артиллерийского вооружения на 1929-1932 годы", утвержденной Реввоенсоветом в мае 1929 года, предусматривалось создать 122-мм гаубицу с весом в походном положении 2200 кг, дальностью стрельбы 11-12 км и боевой скорострельностью 6 выстрелов в минуту. Поскольку разработанный по этим требованиям образец оказался слишком тяжелым, на вооружении сохранили модернизированную 122-мм гаубицу образца 1910/30 года. А некоторые специалисты начали склоняться к мысли отказаться от 122-мм калибра и принять на вооружение 105-мм гаубицы.
"В марте 1937 года на совещании в Кремле, - вспоминает Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант инженерно-технической службы Ф. Петров, - я говорил о реальности создания именно 122-мм гаубицы и, отвечая на многочисленные вопросы, выдавал, что говорится, векселя. Мой оптимизм питался большим, как мне казалось тогда, успехом нашего коллектива по созданию 152-мм гаубицы - пушки МЛ-20. Совещание наметило завод (к сожалению, не тот, где я работал), которому предстояло разработать опытный образец. Чувствуя большую ответственность за все сказанное мной на совещании в Кремле, я предложил руководству своего завода проявить инициативу в разработке 122-мм гаубицы. С этой целью была организована небольшая группа конструкторов. Первые же прикидки, в которых использовались схемы существующих орудий, показали, что задача действительно трудная. Но упорство и энтузиазм конструкторов - С. Дернова, А. Ильина, Н. Добровольского, А. Черных, В. Бурылова, А. Дроздова и Н. Кострулина - взяли свое: осенью 1937 года состоялась защита двух проектов: разработанного коллективом В. Сидоренко и нашего. Одобрение получил наш проект.
По тактико-техническим данным, в первую очередь по маневренности и гибкости огня - способности быстро переносить огонь с одной цели на другую - наша гаубица в полной мере отвечала требованиям ГАУ. По важнейшей характеристике - дульной энергии - превосходила гаубицу образца 1910/30 года более чем в два раза. Выгодно наше орудие отличалось и от 105-мм дивизионных гаубиц армий капиталистических стран.
Расчетный вес орудия около 2200 кг: на 450 кг меньше, чем гаубица, разработанная коллективом В. Сидоренко. К концу 1938 года все испытания были завершены и орудие было принято на вооружение под названием 122-мм гаубица образца 1938 года".
Колеса боевого хода были впервые снабжены походным тормозом автомобильного типа. Переход из походного положения в боевое занимал не более 1-1,5 минуты. При раздвигании станин рессоры автоматически выключались, а сами станины автоматически закреплялись в раздвинутом положении. В походном .положении ствол закреплялся без отсоединения от штоков противооткатных устройств и без оттягивания. Для упрощения и удешевления производства в гаубице широко использовались детали и агрегаты существующих артиллерийских систем. Так, например, затвор был взят от штатной гаубицы образца 1910/30 года, прицел от 152-мм гаубицы - пушки образца 1937 года, колеса - от дивизионной 76-мм пушки образца 1936 года и т.д. Многие детали изготовлялись путем отливки и штамповки. Вот почему М-30 была одной из наиболее простых и недорогих отечественных артиллерийских систем.
О большой живучести этой гаубицы свидетельствует любопытный факт. Как-то раз во время войны на заводе стало известно, что в войсках есть орудие, сделавшее 18 тыс. .выстрелов. Завод предложил обменять этот экземпляр на новый. И после тщательного заводского обследования выяснилось, что гаубица не потеряла своих качеств и пригодна к дальнейшему боевому использованию. Это заключение получило неожиданное подтверждение: при формировании очередного эшелона, как на грех, обнаружилась недостача одного орудия. И с согласия военной приемки уникальная гаубица снова отправилась на фронт как только что изготовленное орудие.
Опыт войны показал: М-30 с блеском выполняла все задачи, которые ей предписывались. Она уничтожала и подавляла живую силу противника как на открытой местности. так и находившуюся в укрытиях полевого типа, уничтожала и подавляла огневые средства пехоты, разрушала сооружения полевого типа и вела борьбу с артиллерией и. минометами противника.
Но ярче всего достоинства 122-мм гаубицы образца 1938 года проявились в том, что ее возможности оказались шире, чем предписывалось руководством службы. -В дни героической обороны Москвы гаубицы прямой наводкой расстреливали фашистские танки. Позже опыт был закреплен созданием кумулятивного снаряда для М-30 и дополнительным пунктом в руководстве службы: "Гаубица может привлекаться для борьбы с танками, самоходно-артиллерийскими установками и другими бронированными машинами противника".

122-мм гаубица образца 1938 года
Вес в боевом положении            2 450 кг
Дальность стрельбы                11 800 м
Наибольший угол возвышения        +63,5°
Наибольший угол склонения         -3°
Угол горизонтального обстрела     49°
Скорострельность максимальная     5-6 выстр/мин
Скорость перевозки по шоссе       до 50 км/час

Тип снаряда           Вес, кг  Нач.скорость, м/сек
Осколочно-фугасный     21,76      515
Кумулятивный           13,34      335

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz