ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ"

СРЕДНИЕ ЛУЧШЕ ЛЕГКИХ

В тридцатые годы в армиях всех стран преобладали легкие танки. Но многие конструкторы понимали, что, как только пехота получит в достаточном количестве мобильные, "вписывающиеся" в рельеф местности противотанковые пушки, песенка легких танков будет спета. Еще до гражданской войны в Испании в ряде стран начали создавать средние танки массой около 20 т, броня которых могла противостоять снарядам ПТО на расстоянии 500-1000 м. Опыт сражений в Испании положил конец колебаниям военных специалистов: средние танки стали основными боевыми машинами. В 1934 году французы приступили к созданию среднего танка для подвижных соединений. Год спустя фирма SOMUA предложила прототип такой машины, получившей обозначение S-35. Не уступая R-35 и H-35 по бронированию и вооружению, она превосходила их в скорости и запасе хода. И вскоре стала рассматриваться как основной танк. Корпус его собирался на болтах из трех литых деталей. Литыми были также башня, маска пушки, командирская башенка и т. д. За счет множества люков выход из машины и доступ к агрегатам облегчался, но одновременно снижалась снарядостойкость танка. Пушка (34-го калибра) в то время была, пожалуй, наиболее мощным противотанковым средством. Благодаря использованию литья можно было дифференцировать толщину брони, сделать корпус обтекаемым и получить большой внутренний объем.
В 1940 году выпускалась новая модель S-40 с более мощным 220-сильным двигателем и усовершенствованной системой подвески. Это, несомненно, лучший довоенный французский танк и сильнейший противник, которого встретили немецкие "панцеры" при оккупации страны. S-40 превосходили тогдашние немецкие танки в вооружении и бронировании, однако уступали им в скорости, средствах связи и наблюдения.
Одновременно с французами в 1935 году средний танк начали создавать немцы. Конкурс на лучшую 15-тонную машину выиграла фирма "Даймлер-Бенц", в 1936-1938 годах выпустившая 70 предсерийных танков Т-III модификаций A, B, C и D. Машина модификации Е, производившаяся с декабря 1938 года, стала серийным танком, который был основным в гитлеровской армии в 1940-1942 годах. Масса его теперь составила 19,5 т. На Т-IIIЕ устанавливалась 37-мм полуавтоматическая пушка и три пулемета. По-новому конструкторы решили и ходовую часть машины.
После боев 1940 года во Франции, в которых участвовали около 350 Т-III, предполагалось вооружить танк 50-мм пушкой длиною 60 калибров. Но управление вооружения немецкой армии решило установить на машинах Т-IIIF, Т-IIIG и Т-IIIH пушку длиной 42 калибра с низкой начальной скоростью снаряда (685 м/с). Это обошлось немецким танковым частям очень дорого. После жестоких уроков, преподанных вермахту Красной Армией, с декабря 1941 года на танках Т-IIII стали устанавливать длинноствольную 50-мм пушку (начальная скорость бронебойного снаряда, пробивавшего с 500 метров 75-мм броню, - 835 м/с; аналогичные данные и для подкалиберного снаряда - 115 мм и 1130 м/с).
Т-III имел индивидуальную торсионную подвеску, планетарный механизм поворота и хорошие средства наблюдения и связи. Управление осуществлялось с помощью сервопривода. Но по основным боевым характеристикам он, несмотря на перевооружение, не мог равняться с нашим Т-34. Попытки усилить толщину его брони не удались. Это привело лишь к увеличению массы машины и к снижению ее проходимости, и без того невысокой. В августе 1943 года, выпустив 5691 танк 12 модификаций, производство Т-III прекратили.
В конце 30-х годов пытались наладить у себя производство средних танков и вооруженные силы Венгрии. Немцы отказались продать им лицензию на выпуск Т-IV и предложили воспользоваться разработками "Шкоды", а именно - взять за основу недоработанный чешский образец Т-22. Венгерские инженеры заново сконструировали многие узлы, увеличили толщину брони и усилили вооружение машины. Двигатель заменили на выпускавшийся местной фирмой. В новой башне танка разместились 3 человека. Первый прототип венгерского танка, получившего название 40М "Туран", был готов в августе 1941 года, а два месяца спустя началось его производство. На вооружение армии "тураны" начали поступать в 1942 году.
На машинах устанавливалась чешская лицензионная 40-мм пушка А17, этого было явно недостаточно, поэтому еще в 1941 году начались работы по усилению вооружения 40М. В мае 1943 года войска получили танк 41М "Туран" 75, или "Туран II", с короткоствольным 75-мм орудием. Всего было выпущено 129 штук 41М. Они оказались малонадежными, сложными в производстве и слабо вооруженными.
Японское командование, начав в 1937 году войну с Китаем, тоже пришло к выводу о необходимости для армии массового среднего танка. Конструкторы фирмы "Мицубиси" создали в том же году танк "Чи-ха". Он повторял основные конструктивные решения легкого "Ха-го" (в частности, имел ту же систему подвески инженера Т. Хара), но был лучше вооружен и бронирован. В башне теперь размещались 2 члена экипажа. Корпус собирался на заклепках из броневых листов, расположенных наклонно в носу и корме.
После проведенной в 1939 году модернизации "Чи-ха" на нем установили новую башню с 47-мм длинноствольной пушкой, бронебойный снаряд которой имел начальную скорость 825 м/с и пробивал с 500 метров 75-мм броню. Всего в 1942 году японцы выпустили около 1200 "Чи-ха".
В 1941 году они разработали усовершенствованную модель, назвав ее "Чи-хе" образца 1 со сварным корпусом и измененной броневой лобовой деталью толщиной 50 мм, с лучше бронированной башней и 12-цилиндровым 240-сильным дизелем. Экипаж новой машины увеличился до 5 чел., масса до 17,2 т, и скорость возросла до 44 км/ч. Вооружение осталось прежним. С 1942 года было выпущено 587 "Чи-хе".
Танки "Чи-ха" и "Чи-хе" были основными японскими танками до конце второй мировой войны.
На базе "Чи-ха" создавались самоходные установки (75-мм гаубицы, 75- и 77-мм пушки), командирские и мостовые танки и ремонтно-эвакуационные машины. После войны около 350 "Чи-ха" попали в руки китайцев.
В конце 30-х - начале 40-х годов налаживалось производство средних танков. Они стали основой бронетанковых войск.

На зaставке - венгерский танк "Туран". Боевая масса - 16 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение: одна 40-мм пушка, два 8-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 61 мм, борт - 24 мм, башня - 50 мм. Двигатель - Z - Туран, 260 л. с. Скорость по шоссе - 47 км/ч. Запас хода по шоссе - 160 км.

53. Немецкий средний танк Т-IIIL (1942 г.). Боевая масса - 22,7 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение: одна 50-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 50 мм, борт - 30 мм, башня - 57 мм. Двигатель - Майбах HL 120 TRM, 300 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 155 км.

54. Французский средний танк S-35. Боевая масса - 20 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение: одна 47-мм пушка, один 7,5-мм. пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 36 мм, борт - 41 мм, башня - 56 мм. Двигатель - SOMUA, 190 л. с. Скорость по шоссе - 37 км/ч. Запас хода по шоссе - 260 км.

55. Японский средний танк 2597 "Чи-ха". Боевая масса - 14 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение: одна 57-мм пушка, два 7,7-мм пулемета. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня - 25 мм. Двигатель - дизель Мицубиси 97, 170 л. с. Скорость по шоссе - 38 км/ч. Запас хода по шоссе - 210 км.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz