ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ"

Советский легкий танк Т-40

БРОНЕВАЯ РАЗВЕДКА

Главный штаб французской армии не был удовлетворен разведчиком AMR (см. "ТМ" № 11 за 1979 год) из-за слабости его вооружения. Считалось, что кавалерийским соединениям нужны легкие танки, которые, помимо разведки, могли бы поддержать всадников в бою (особенно в рейдах по тылам противника). Поэтому конструкторам было дано задание разработать на базе AMR новую машину с усиленным вооружением и бронированием. И здесь опять-таки всех обогнал Рено. Созданный им танк AMC-35 в 1935 году был принят на вооружение во французской армии. Это была машина, имевшая массу 14,5 т, вооруженная 25-мм или 47-мм пушками и пулеметом. Толщина брони достигала 40 мм, управлял же танком экипаж из 3 человек. Однако увеличение массы даже при установке более мощного двигателя (180 л. с.) не могло не сказаться на скорости - она не превышала 40 км/ч. Этих машин было выпущено 150 штук. Они участвовали в боевых действиях 1939-1940 годов и состояли на вооружении еще и в бельгийской армии.
Англичане, продолжая модернизировать свой легкий разведывательный танк, улучшали в первую очередь его ходовые качества. В 1934 году появилась модификация MkV (боевая масса 4,83 т, вооружение - 1 - 12,7-мм и 1 - 7,71-мм пулеметы, экипаж - 3 человека), а в 1935 году - MkVI. Башни машин были оборудованы командирской башенкой и имели вращающийся полик. Танки MkVI выпускались вплоть до 1940 года (всего построено около 1200 штук), четыре их варианта незначительно отличались конструкцией башни и ходовой части. Несколько сотен этих легких машин в ходе боев в Северной Франции в мае 1940 года погибли или достались немцам. Британская армия использовала их массово и в Северной Африке в 1940-1941 годах.
Обладая только пулеметным вооружением, танки оказались очень уязвимыми от огня даже стрелкового оружия. Вот почему английские танкисты в 1941 году с большой радостью пересели на легкие американские машины М3. До начала 70-х годов англичане больше не строили легких разведывательных танков.
В пустынях Северной Африки "тонкокожие" британские разведчики встретились, по существу, с таким же, как и сами, "анахронизмом", только лучше вооруженным, - это был итальянский разведчик L6/40.
В 1935-1936 годах фирма "Фиат - Ансальдо" занялась разработкой танка, лучше вооруженного и бронированного, чем танкетка CV-3/35. В результате работ было создано несколько моделей 5-тонной машины, вооруженной 37-мм пушкой. Она была предшественницей разведывательного танка L6/40 (легкий, 6-тонный, обр. 1940 года). Его ходовая часть состояла из сблокированных попарно обрезиненных катков в тележке с выгнутым балансиром. Подвеска тележек была торсионной, а направляющее колесо (для увеличения опорной поверхности) опущено на землю.
Танк L6/40 выпускался в 1940-1942 годах (всего построено, считая и самоходные установки на его базе, 283 штуки) и состоял на вооружении итальянской армии до момента капитуляции страны в сентябре 1943 года, а затем использовался немцами. Это была довольно неплохая и надежная машина, однако слабо вооруженная и бронированная. И тем не менее ее длинноствольная пушка оказалась эффективным оружием для борьбы на африканском фронте с плохо вооруженными английскими бронетранспортерами и легкими танками.
В составе итальянской армии L6/40 воевали и на территории СССР в 1942 году. Тогда они были ее самыми мощными танками. Ясно, что сравнивать их с советскими боевыми машинами того времени бесполезно, счет будет не в пользу "итальянцев".
Созданная на базе L6/40 самоходная противотанковая установка (СУ) вооружалась 47-мм полуавтоматической пушкой с клиновым затвором. Ее бронебойный снаряд весил 1,65 кг и имел начальную скорость 775 м/с. Корпус самоходной установки был полностью бронирован 15-мм листами; экипаж, как и у танка, состоял из 2 человек. Эти машины еще могли сражаться с легкими танками англичан, но для борьбы со средними и тяжелыми машинами не годились. Таким образом, и танк L6/40 и СУ на его базе устарели уже в момент своего рождения.
В начале 1940 года, когда в Европе шла война, на вооружение Красной Армии поступил разведывательный плавающий танк Т-40. Он был создан конструкторским коллективом во главе с Н. А. Астровым. Корпус машины, изготовленный из катаных листов, соединенных сварными швами или клепкой, в верхней своей части (для обеспечения плавучести и устойчивости на воде) был уширен. В корме, в специальной нише, устанавливались винт и руль. Двигатель размещался в средней части корпуса справа. Сцепление и коробка передач были автомобильного типа. Подвеска танка индивидуальная, торсионная. Радиостанции имелись только на командирских машинах.
Такие танки, в конструкции которых использовались автомобильные агрегаты, были просты в изготовлении, их могли строить автомобильные заводы. Это было большим преимуществом. Танки Т-40 выпускались в 1940 и в первой половине 1941 года. Они отличались хорошей проходимостью и маневренностью на воде, но были слабо вооружены и бронированы.

На зaставке - cоветский легкий танк Т-40. Боевая масса - 5,5 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение 1 пулемет ДШК - 12,7-мм, 1 - 7,62-мм пулемет. Бронирование - лоб и борт корпуса - 13 мм, башня - 10 мм. Двигатель ГАЗ-11, 85 л. с. Скорость по шоссе - 44 км/ч, (на плаву 5 км/ч.). Запас хода по шоссе - 220 км.

29. Английский легкий танк Mk VIA. Боевая масса - 5,3 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - 1 - 12,7-мм и 1 - 7,71-мм пулеметы. Бронирование - лоб и борт корпуса - 12 мм, башня - 15 мм. Двигатель - "Медоус", 88 л. с. Скорость по шоссе - 56 км/ч. Запас хода по шоссе - 210 км.

30. Итальянский легкий танк L6/40. Боевая масса - 6,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 - 20-мм пушка, 1 - 8-мм пулемет. Бронирование - лоб корпуса - 15-30 мм, борт корпуса и башня - 15 мм. Двигатель SPA, 68 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz