ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ"

Рено AMR VT

ТАНК В РАЗВЕДКЕ

Разведка, разведчики... В нашем воображении возникают подобные призракам фигуры, которые неожиданно появляются и тихо, бесследно исчезают. Скрытность - основное условие успеха. Ну а как себе представить танк в разведке? Каковы его тактико-технические характеристики? Прежде всего размеры машины и масса ее должны быть невелики. Это облегчит маскировку и даст возможность пройти и по мягкому грунту, и через легкий мостик. К таким танкам предъявлялось и еще требование - высокая скорость при низком уровне шума.
И вот на рубеже 20-30-х годов родился легкий разведывательный танк, переняв эту "эстафетную палочку" у танкетки. Вначале он был, по сути дела, развитием этой линии танков. Причем во вновь созданных машинах можно было использовать уже освоенные промышленностью автомобильные агрегаты: двигатели, коробки передач и дифференциал в качестве механизма поворота.
Английские легкие танки Виккерс-Карден-Лойд MkVII (1929 г.) и MkVIII (1930 г.) послужили как бы прикидкой перед строительством на протяжении всех 30-х годов большой серии разведывательных машин. Первым среди них был легкий танк MkI. На нескольких выпущенных образцах отрабатывались различные системы ходовой части, подвески и вооружения. Одни машины имели листовые полуэллиптические рессоры в качестве упругого элемента подвески при сблокированных попарно опорных катках, другие - (модификация MkIA) - спиральные рессоры. В качестве вооружения использовались пулеметы Виккерса, калибра 7,71 мм (с водяным охлаждением ствола), либо крупнокалиберные - 12,7 мм, а на MkI A4 E10 устанавливались оба сразу - один над другим. Броневые листы крепились на болтах к каркасу из уголков, причем лобовые детали располагались с большим углом наклона. Модификации MkII и MkIII несколько отличались формой корпуса и башни. На них была установлена радиостанция, что для разведчика, естественно, крайне важно. Дальнейшим вариантом был разведчик MkIV (1932 г.). У него уже корпус служил конструктивным элементом (к нему крепился движитель и агрегаты моторно-трансмиссионной группы). Ленивец отсутствовал. Эти изменения позволили снизить вес машины на 0,2 т (по сравнению с MkIII - 4,5 т). Оба образца были вооружены одним крупнокалиберным (12,7-мм) и одним 7,71-мм пулеметами. Скорость машин серии MkIV благодаря установке более мощного (88 л. с.) двигателя достигла 59 км/ч. Запас хода равнялся 210 км.
В 1931 году во Франции была принята программа моторизации армии, в которой важное место уделялось созданию семейства легких разведывательных машин, как гусеничных, так и колесных. Один из результатов программы - разработанный фирмой Рено легкий танк AMR VT образца 1933 года. Машина имела оригинальную подвеску с использованием гидравлических (масляных) амортизаторов. Двигатель располагался справа от боевого отделения. В 1934-1935 годах было выпущено 123 машины этого типа, которые, войдя в состав кавалерийских полков и специальных разведчастей, приняли участие в боях 1939-1940 годов. Они отличались высокой скоростью и неплохой проходимостью, но были слабо вооружены и ненадежны в эксплуатации. Поэтому специалисты решили улучшить этот образец, для чего установили новый двигатель, упростили подвеску (гидравлические амортизаторы были заменены каучуковыми блоками), усилили вооружение (в трех вариантах: пушка 23-мм или пулемет 13,2-мм, спаренные с 7,5-мм пулеметом, или два 7,5-мм пулемета). Скорость же машины (получившей обозначение AMRZT образца 1935 г.) и проходимость остались прежними. Однако условия работы экипажа улучшились: агрегаты машины стало обслуживать куда легче. Были усовершенствованы и приборы наблюдения. Масса танка достигла 6,5 т. AMRZT (выпущено 200 шт.) состояли на вооружении французской армии в начале второй мировой войны.
В 1934 году шведская фирма Ландсверк создала, используя автомобильные агрегаты (двигатель, коробка передач), разведывательный танк La-100. Его разработкой руководил немецкий инженер с заводов Круппа О. Меркер. Машина обладала множеством новшеств: индивидуальной торсионной подвеской опорных катков, наклонным расположением носовых и бортовых броневых листов, конической башней и перископическими прицелами. Очень высокая удельная мощность - 29 л. с./т - позволила развить большую скорость. Это был типичный, очень неплохой разведывательный танк. Однако шведы решили, используя конструктивные решения "разведчика", создать более тяжелый "универсальный" танк, поэтому La-100 и не пошел а серию.
Японцы тоже не отставали в создании малых разведывательных танков, хотя сплошь и рядом, пользуясь отсутствием у противника (китайцев) противотанковой артиллерии, применяли их для сопровождения пехоты. Первым японским легким танком (собственно танкеткой) был малый танк "2592". Вооружение его - 1 пулемет - было слишком слабым даже для такой машины. В 1937 году он был заменен новым малым танком обр. "97" ТК (из обозначения видно, что его продолжали считать танкеткой). "97" сохранил ходовую часть своего предшественника, специально разработанную японскими конструкторами и послужившую основой для последующих машин (катки спарены на "коромыслах" с горизонтально расположенной спиральной пружиной в качестве упругого элемента, спрятанной в бронированную трубу). ТК внешне был схож с танкеткой "2592", но внутренняя компоновка изменилась: двигатель поместили в кормовой части (у "92" справа по борту), и теперь это был дизель почти вдвое большей мощности. Танк получил и пушечное вооружение. Следует отметить большой угол наклона лобового броневого листа - достоинство, слегка испорченное выступающей будкой водителя. Использовали ТК часто не по назначению - опять же для сопровождения пехоты. На его базе создали грузовой транспортер, разведывательную машину с открытой рубкой без вооружения и танк для наведения управляемых по радио машин.

На зaставке - французский легкий танк Рено AMR VT обр. 1933 г. Боевая масса - 5,5 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 пулемет калибра 7,5 мм. Бронирование - 5-13 мм. Двигатель - "Рено", 84 л. с. Скорость по шоссе - 54 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

26. Английский легкий танк MkI A4 E10. Боевая масса - 4,43 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один 12,6-мм пулемет, один 7.71-мм пулемет. Бронирование - лоб корпуса - 18 мм, борт - 12 мм. Двигатель - "Медоус 6ЕРС", 56 л. с. Скорость по шоссе - 52 км/ч. Запас хода по шоссе - 260 км.

27. Шведский легкий танк La-100. Боевая масса - 4,5 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - пушка калибра 20 мм или два пулемета. Бронирование - 9 мм. Двигатель "Бюсинг", 130 л. с. Скорость по шоссе - 60 км/ч. Запас хода по шоссе - 185 км.

28. Японский легкий танк обр. "2597" ТК. Боевая масса - 4,75 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одно 37-мм орудие, 1 пулемет. Бронирование - лоб корпуса - 12 мм, борт - 16 мм, башня - 12 мм. Двигатель - 4-цилиндровый дизель 65 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 250 км.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz