А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

ПОСЛЕВОЕННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ НЕКОНТАКТНЫЕ МИНЫ

В 1951 г. была принята на вооружение авиационная донная парашютная мина АМД-4. В этой мине был использован гидродинамический германский замыкатель. Взрыватель мины срабатывал при близком прохождении корпуса корабля. Мина изготавливалась в двух вариантах: АМД-4-500 и АМД-4-1000.
Мина АМД-4-500 имела вес 500 кг, длину 2,8 м и диаметр корпуса 450 мм. Боевое отделение содержало 300 кг взрывчатого вещества типа ТРАГ-5. Соответственно мина АМД-4-1000 весила 1000 кг, имела длину 3,8 м и диаметр 533 мм. Ее боевое отделение содержало 700 кг взрывчатого вещества типа ТРАГ-5. То есть основные характеристики остались на уровне мины АМД-1. Принципиальная разница была только во взрывателе. Глубина постановки мин АМД-4 - до 50 м.
С 1954 г. донные авиационные мины делились на малые и большие. Малые имели габариты фугасной бомбы ФАБ-500, а большие - ФАБ-1500. Понятно, что подобная унификация обеспечила подвеску и размещение мин в бомбоотсеках самолетов.
Малая авиационная парашютная донная мина ИГДМ-500 с индукционно-гидродинамическим неконтактным взрывателем предназначалась для постановки на малых глубинах (до 35 м). Она была разработана в ЦКБ-145 МСП в габаритах фугасной авиационной бомбы ФАБ-500 (длина 2,9 м, диаметр 450 мм). Главный конструктор мины С. П.Вайнер. Мина содержала 200 кг мощного взрывчатого вещества ТРАГ-5 и оснащалась противотральным устройством. На вооружение мина ИГДМ-500 была принята в 1957 г.
Авиационная акорная неконтактная мина Лира
В 1956 г. была принята на вооружение авиационная якорная малопарашютная (т. е. с парашютом малых размеров) мина <Лира>. Она была создана в НИИ-400 под руководством Л.П. Матвеева. Имела форму фугасной бомбы ФАБ-1500 и содержала 300 кг взрывчатого вещества ТРАГ-5. <Лира> могла применяться при глубине моря до 1500 м. Мина имела 3-канальный акустический взрыватель. Один из каналов был защитным. Он фиксировал работу акустического трала и блокировал работу взрывателя.
А ее родная сестра ИГДМ-1000 была принята на вооружение в 1954 г. Ее вес составил 1100 кг, вес взрывчатого вещества - 620 кг.
В габаритах ФАБ-1500 была создана авиационная малопарашютная донная мина <Серпей>. Кстати, что такое <Серпей> - не только обыватель, но и морские офицеры не знают, поскольку это была государственная тайна. Разработчики из НИИ-400 назвали мину <Персей> (персонаж древнегреческой мифологии), но при перепечатке в ЦК КПСС машинистка допустила опечатку, а <вожди> не особенно вчитывались и подмахнули Постановление СМ и ЦК КПСС по мине <Серпей>. Под этим названием мина и была принята на вооружение в 1957 г.
Основным достоинством мины <Серпей> является индукционно-акустический низкочастотный взрыватель, обладающий повышенной противотральпой стойкостью. Радиус реакции взрывателя 25 м. Вес взрывчатого вещества 600 кг. Глубина установки <Серпея> - 50 м.
Якорные и донные мины имели свои плюсы и минусы. Так, донные мины обладали высокой стойкостью против вытраливания, но могли выставляться только на глубину до 70-100 м, а якорные мины легко вытраливались, но могли устанавливаться на глубине более 1000 м.
Выходом из положения было бы создание донных всплывающих мин. Но под действием силы Архимеда мина будет всплывать слишком долго, и корабль-цель успеет уйти. Поэтому было принято решение оснащать мины реактивным двигателем, который приблизительно за 7 с доставит мину с глубины 400 м до днища вражеского корабля. Такие мины были названы у нас придонными реактивными всплывающими. Они устанавливались на дне на коротком минрепе. После попадания цели в зону обнаружения неконтактного взрывателя мины срабатывает реактивный двигатель.
В I960 г. на вооружение была принята реактивная всплывающая авиационная малопарашютная мина РМ-1. Это была первая универсальная по целям мина - она могла поражать как надводные корабли, так и подводные лодки. Вес РМ-1 составил 900 кг. Мина содержала 200 кг взрывчатого вещества. Глубина постановки ее от 40 до 300 м. Мина была оснащена активным акустическим взрывателем.
Схема применения мины-торпеды МТПК-1
В 1983 г. на вооружение советского ВМФ была принята мина-торпеда МТПК-1, которая могла ставиться как с самолетов, так и с подводных лодок и надводных кораблей. Мина-торпеда устанавливалась у дна на коротком минрепе, подобно реактивным придонным минам. Глубина установки от 200 до 400 м. Взрыватель мины широкополосный активный акустический, способный обнаруживать малошумные подводные лодки на дистанции несколько сот метров. После обнаружения цели на нее выпускается малогабаритная самонаводящаяся торпеда.
Развитие науки и техники, а главное, политические события XX века дают все основания полагать, что в XXI веке морские мины станут стратегическим оружием. Все локальные войны 1960-90-х гг. показывают, что покончить с минной опасностью в ходе войны невозможно. Так, ни Индия после войны 1971 г., ни Египет после войны 1973 г. не могли своими силами провести траление мин. Им удалось справиться с минной опасностью лишь за несколько месяцев траления с привлечением лучших противоминных сил ВМФ СССР, США, Англии, Франции и других стран. В годы вьетнамской войны американская авиация поставила мины у северо-вьетнамского порта Хайфон. Советские и вьетнамские специалисты в течение нескольких месяцев не смогли полностью очистить этот район от мин, и лишь после заключения мирного соглашения это было сделано с помощью американских минно-тральных сил. Наконец, в ходе знаменитой <Бури в пустыне> в 1991 г. ни американцы, ни их союзники не сумели высадить с моря ни одного солдата на территорию Ирака. Тысячи морских пехотинцев США, Англии и других стран несколько недель болтались на десантных кораблях у берегов Ирака. Флоты США и их союзников оказались бессильными перед устаревшими советскими минами, выставленными иракцами.
Таким образом, современное минное оружие надежно гарантирует защиту своего побережья от любых посягательств кораблей противника. Мало того, мины могут быть заранее выставлены на коммуникациях вероятного противника и находиться в пассивном режиме (т. е. с выключенными взрывателями) в течение длительного времени (до г.). В случае нападения, объявления морской блокады или иных действий агрессора поставленные мины могут быть практически мгновенно инициированы по сигналу с кораблей, самолетов или берега. После чего судоходство противника в этом районе будет полностью парализовано.
Наиболее эффективными средствами постановки морских мин являются самолеты и вертолеты. Причем для минных постановок могут привлекаться не только военные, но и гражданские летательные аппараты.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz