А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

АВИАЦИОННЫЕ НЕКОНТАКТНЫЕ ДОННЫЕ МИНЫ 1942-1945

Мина АМД-1-500
Первая отечественная авиационная донная мина АМД-1 была принята на вооружение в 1942 г. Мина была разработана конструкторами НИМФТИ ВМФ и ЦКБ-36. При создании мины был учтен германский опыт. Немцы применяли в боевых условиях авиационные донные мины с конца 1939 г. В 1940 г. немцы передали СССР несколько образцов своих неконтактных мин. Кроме того, в конце 1941 - начале 1942 г. нашим морякам удалось захватить некоторое число немецких донных мин.
Мина АМД-1 была оснащена 2-импульсным индукционным взрывателем, реагировавшим на магнитное поле корабля.
Мина АМД-1 выпускалась в двух вариантах: АМД-1-500 и АМД-1-1000.
Мина АМД-1-500, как и следовало из названия, имела вес 500 кг. Ее длина 2800 мм, диаметр 450 мм. Мина содержала 300 кг взрывчатого вещества. Соответственно, мина АМД-1-1000 имела вес 1000 кг, длину 3780 мм и диаметр 533 мм. Мина содержала 700 кг взрывчатого вещества.
Обе мины сбрасывались с парашютом с высоты от 300-600 м (АМД-1-500 / АМД-1-1000) и выше при скорости самолета-носителя до 300 км/ч. В момент приводнения парашют отделялся. В качестве противотральных устройств применялись: прибор срочности, который обеспечивал задержку включения аппаратуры на срок до шести суток, и прибор кратности, который допускал до двенадцати холостых срабатываний. Продолжительность работы прибора срочности составляла от 3 ч до 10 сут. Минный интервал составлял: для АМД-1-500 - 70 м, для АМД-1-1000 - 150 м. На таком расстоянии мина оставалась в рабочем состоянии при взрыве соседней мины.
Серийное поступление мин АМД-1 во флот началось в 1943 г. В 1943 г. было получено 925 мин, в 1944 г. - 641, а с 1 января по 1 октября 1945 г. - 500 мин.
Первую минную постановку во время Вликой Отечественной войны на Балтике выполнили самолеты 1-го минно-торпедного полка 28 июня 1941 г., выставив на подходах к финским портам Турку и Котка 21 мину МАВ-1. Мины ставили с высоты 800-1000 м банками по 2-3 штуки. С 3 по 11 июля 1941 г. минные постановки были выполнены на фарватерах к портам Хельсинки, Котка и Турку, где было выставлено еще 57 мин МАВ-1 и АМГ-1. Опыт применения мин АМГ-1 зимой 1941-1942 годы показал, что при сбрасывании с высоты более 300 м мина пробивала лед толщиной до 70 см и при этом нормально вставала в боевое положение. Всего авиация Балтийского флота в гг. войны поставила 1612 мин с самолетов ДБ-ЗФ, Ил-4 и A-20G <Бостон>.
Первая постановка мин на Черном море была произведена в ночь с 29 на 30 июня 1941 г. Четыре самолета ДБ-ЗФ поставили четыре мины АМГ-1 в устье Дуная. В годы войны основными районами постановки мин были Констанца, Сулин, нижнее течение реки Дунай, Керченский пролив, Днепро-Бугский лиман и бухты Севастополя. Всего за время войны на Черном море советская авиация выставила 704 мины.
На Северном флоте авиационные мины ставились сравнительно редко. Так, первая постановка произошла лишь в феврале 1942 г. Всего за войну авиация Северного флота выставила 111 мин АМГ-1.
В конце 1945 г. на вооружение поступили авиационные донные мины АМД-2-500 и АМД-2-1000, оснащенные 2-канальным индукционно-акустическим взрывателем. Для срабатывания такого взрывателя требовалось одновременное воздействие магнитного поля корабля и звуковых колебаний, вызванных шумами его двигателя, что защищало мину от траления одним только магнитным или одним только акустическим тралом.
Весогабаритные характеристики мин типа АМД-2 по сравнению с минами типа АМД-1 практически не изменились. Вес взрывчатого вещества остался прежним (300 и 700 кг). Зато глубина постановки увеличилась с 30 м до 50 м. Мины типа АМД-2 ставились с парашютом с тех же высот, что и мины АМД-1.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz