А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

АВИАЦИОННЫЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ ТОРПЕДЫ

В конце 1950-х гг. ракетное лобби убедило Н.С. Хрущева в том, что для борьбы с надводными кораблями ни мины, ни торпеды не нужны, а все задачи могут решить крылатые противокорабельные ракеты.
В 1960 г. началось массовое уничтожение торпедоносцев Ил-28 и Ту-14. Расформировывались авиачасти, в том числе и гвардейские. В 1961 г. минно-торпедные полки морской авиации переименовали в морские ракетоносные. В них, кроме самолетов-ракетоносцев, осталось по эскадрилье торпедоносцев Ту-16Т, да и то большинство их в середине 1960-х гг. переделали в противолодочные самолеты Ту-16ПЛ. После 1960 г. из авиационных торпед создавались только противолодочные.
В 1961 г. на вооружение вертолетов была принята малогабаритная противолодочная торпеда АТ-1, разработанная в НИИ-400 под руководством А. Г. Белякова. Торпеда АТ-1 была оснащена 2-плоскостной акустической пассивной системой самонаведения. Первоначально АТ-1 предназначалась для вооружения самолетов и вертолетов.
Но слишком <нежная> аккумуляторная батарея и система самонаведения не позволяли сбрасывать эту торпеду с тормозным парашютом даже при небольших скоростях полета противолодочных самолетов. Поэтому в 1960-х гг. на вооружение авиации ВМФ поступает 350-мм противолодочная торпеда АПР-1 с реактивным двигателем подводного хода. Во флоте ее называли противолодочной ракетой АПР-1. Торпеды с реактивной силовой установкой были прочны, надежны и просты, но имели малую дальность хода, поэтому не нашли широкого распространения.
АПР-1 имела мощную 2-плоскостную акустическую активно-пассивную систему самонаведения, большую глубину поражения подводной лодки, высокую скорость хода. Она могла сбрасываться на всех скоростях полета противолодочных самолетов, но имела небольшую дальность хода. Применительно к авиации, которая использовала средства обнаружения подводных лодок с небольшими дальностями (радиогидроакустические буи и магнитные обнаружители), а следовательно, и с высокой точностью обнаружения места цели, дальность хода АПР-1 была более менее приемлемой.
В 1965 г. на вооружение была принята 533-мм торпеда АТ-2, а в 1973 г. - ее модификация для противолодочной управляемой ракеты АТ-2У. Однако вес этих торпед (около 1 тонны) и габариты позволили использовать их только в противолодочном ракетном комплексе <Метель> и противолодочных самолетах Ил-38, Бе-12 и Ту-142.
В 1981 г. на вооружение была принята 40-см малогабаритная электрическая торпеда УМГТ-1. Акустическая активно-пассивная система наведения ракеты имеет радиус реагирования по активному каналу 1500 м. В качестве источника электроэнергии в торпеде УМГТ-1 применена серебряно-магниевая батарея, активируемая морской водой.
Торпеда УМГТ-1 проектировалась в качестве боевой части комплекса РПК-б <Водопад> класса <подводная лодка - подводная лодка>. Но УМГТ-1 имела и авиационный вариант АТ-3. Торпедами АТ-3 вооружались самолеты и вертолеты.
В 1980-х гг. была принята на вооружение вертолетов и самолетов 35-см торпед АПР-2. У этой торпеды дальность стрельбы (хода) увеличена почти в два раза по сравнению с АПР-1, но все же, по мнению специалистов, остается недостаточной.
Торпеда АПР-2 была оснащена 2-плоскостной активно-пассивной корреляционно-фазовой акустической системой наведения. Ракетный двигатель торпеды работал на смесевом топливе. Торпеда АПР-2Э широко предлагается на экспорт, что служит косвенным признаком того, что работы по совершенствованию этой ракеты продолжаются.
Почти все отечественные авиационные торпеды по ряду показателей уступали своим зарубежным аналогам. Если по эффективности и не намного, то по своим весогабаритным характеристикам (что очень важно для авиации) - в 2-4 раза. Например, вес торпеды АТ-1 - около 560 кг, а торпеды АТ-2 - 1050 кг. Вес же торпеды Mk.46 - всего 258 кг.
В первой половине 1970-х гг. в СССР попала американская противолодочная торпеда Mk. 46 мод. О, а также, возможно, и техническая документация на нее. Эта торпеда была принята на вооружение в 1964 г., калибр ее составлял 324 мм, длина 2,7 м. Вес торпеды 258 кг, вес взрывчатого вещества в боевом отделении - 44 кг. Торпеда была оснащена газотурбинным двигателем, работавшем на унитарном топливе. Торпеда развивала скорость до 45 уз. Дальность хода 9 км, глубина хода - до 450 м.
Советские конструкторы и специалисты ВМФ были поражены сравнительной простотой конструкции системы самонаведения торпеды Mk. 46. Наш вариант этой торпеды получил название <Колибри>. Он был принят только на вооружение авиации. На вооружение же противолодочных управляемых ракет и надводных кораблей торпеда <Колибри> до 1991 г. не поступила из-за негативного отношения к ней руководителей ВМФ и промышленности, ибо за ее внедрение нельзя было рассчитывать на награды и лауреатство. Кроме того, ее возможности, так же как и Mk.46, по поражению глубоководных подводных лодок были хуже, чем у торпед УМГТ-1 и АПР-2. Это было связано с тем, что ее тепловая силовая установка на унитарном топливе с открытой схемой (удаление продуктов сгорания за борт) быстро теряла свои характеристики с увеличением глубины хода торпеды.
В 1976 г. на вооружение вертолетов Ка-25ПЛС поступила противолодочная торпеда Т-67 <Стриж>. Она еще имела индекс ВТТ-1 - вертолетная телеуправляемая торпеда. Торпеда <Стриж> была разработана на базе АТ-1. Управление <Стрижом> на начальном участке траектории осуществлялось с помощью однопроводной линии связи, состоявшей из последовательно соединенных торпедной и вертолетной катушек с общей длиной провода 5000 м. Торпедометание производилось с вертолета Ка-25ПЛС в режиме висения на высоте 15-25 м. Для торпедометания создано беспарашютное (рычажно-замковое) устройство, которое обеспечивает вход торпеды в воду под углом 55-65° в стороне от кабель-троса ВГС-2.
Для наведения торпеды применен метод совмещения (<трех точек>), а после захвата цели осуществляется самонаведение с помощью активно-пассивной акустический системы.

Данные авиационных противолодочных тоpпед
ДанныеАТ-1МАТ-2АТ-3АПР-1АПР-2КолибриВТТ-1
Калибр, мм450533400350350330450
Длина торпеды, м-4,83,83,73,72,7-
Вес, кг5601050700650575246541
Вес ВВ,кг708060801004470
Глубина хода,м20-20020-4050025-42060015-45020-200
Скорость, уз.2725:404120-25;50-60624528
Дальность, км5780,8-0,91,5-27,55
Высота сброса, м:
с самолета
с вертолета
-
20-500
450-2000
-
-
-
400-2000
-
-
-
-
-
-
15-20
Скорость при сбросе, км/ч:
с самолета
с вертолета
-
20-150
600
-
-
-
300-800
-
-
-
-
-
-
0
Радиус реагирования системы наведения, км0,6-10,0151,51,321,50,6-0,70,5
Радиус срабатывания неконтактных взрывателей, м5-60-10-1-2-105-6
Минимальная глубина моря в районе применения, м6080-100(150)-10035


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz