А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

СОВЕТСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ ТОРПЕДЫ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Первые отечественные самолеты-торпедоносцы появились в конце 1920-х гг. В 1931 г. на Черном море был сформирован первый авиаотряд торпедоносцев. Первой отечественной авиационной торпедой стала штатная 45-см корабельная торпеда обр. 1912г., имевшая в советском флоте индекс 45-12. Длина торпеды 5553 мм, калибр 450 мм указан в индексе торпеды. Торпеда имела четыре режима хода: 2,0/43; 3,0/35; 5,1/30; 6,1/28. (В числителе указана дальность хода в километрах, а в знаменателе - скорость в узлах.)
Для низкого торпедометания 45-см торпеда с помощью несложных устройств подвешивалась под фюзеляж самолета Р-5Т на бугеле с постоянным углом относительно горизонтальной оси самолета. При такой системе подвески торпеда, получившая в 1932 г. индекс ТАН-12, входила в воду при сбрасывании с самолета, горизонтально летевшего на высоте 10-15 м со скоростью 120-150 км/ч.
Для высотного торпедометания торпеда 45-12Л снабжалась системой из трех парашютов и прибором, обеспечивающим ее движение по кругу или раскручивающейся спирали.
Опытная торпеда, получившая в 1932 г. индекс TAB-15, могла сбрасываться с самолетов МТБ-1, МТБ-3 и МР-6, летящих на высоте 2000-3000 м со скоростью 120-180 км/ч. Это была первая в мире торпеда для высотного торпедометания. Но из-за трудностей в эксплуатации TAB-15 в серию запущена не была.
В том же 1932 г. СССР закупил в Италии несколько образцов 53-см и 45-см торпед и технологическую документацию на них. В 1936 г. завод <Красный Прогресс> приступил к изготовлению корабельных торпед 45-36Н, созданных на базе 45-см фиумской (итальянской) торпеды. Торпеда имела длину 5,7 м, вес 950 кг, а ее боевое отделение содержало 200 кг тротила. Торпеда имела 2 режима хода: 3,0/41 и 6,0/32.
Авиационная торпеда 45-36АН (АВ-А)
В 1939 г. на вооружение поступает торпеда низкого торпедометания 45-36АН и торпеда высотного торпедометания 45-36АВ-А, созданные на базе корабельной торпеды 45-36Н. В авиационных торпедах был оставлен только первый режим хода - 4/39 км/уз. Тактико-технические данные торпед 45-36АН и 45-36АВ-А практически одинаковы, а конструктивно они отличались только элементами крепления систем торпедометания. Это дало возможность в ходе Великой Отечественной войны использовать малоприменявшиеся торпеды 45-36АВ-А в варианте низкого торпедометания. Кроме того, в 45-36АН переделывали и корабельные торпеды 45-36Н, поскольку большинство кораблей-носителей таких 45-см торпед погибло.
В начале Великой Отечественной войны авиация ВМФ СССР располагала 876 торпедами 45-36АН и 1199 торпедами 45-46АВ-А, что составляло лишь 46 % от положенного числа торпед. Из этого числа торпед на Северном флоте было 28, на Краснознаменном Балтийском -696, на Черноморском - 280 и на Тихоокеанском флоте -1068 торпед.
В 1941-1943 гг. от промышленности было получено 511 авиационных торпед, и во флотских мастерских из отдельных элементов собрана еще 61 торпеда. За то же время было израсходовано или потеряно 526 авиационных торпед.
В 1944 г. завод № 182 в Махачкале приступил к производству модернизированной торпеды 45-36АНУ. Модернизация позволила сбрасывать ее с высоты 20-40 м при скорости самолета-носителя до 360 км/ч и глубине моря не менее 25 м.
Эти торпеды поступили на вооружение американских торпедоносцев А-20 <Бостон>, полученных по ленд-лизу. Однако в связи с окончанием войны в боевых условиях торпеды 45-36АНУ применить не удалось.

В 1950 г. была принята на вооружение торпеда 45-36АМ, представлявшая собой модернизацию торпеды 45-ЗбАНУ. В торпеде 45-36АМ были усилены хвостовое оперение и нижняя часть корпуса кормового отделения. На головную часть торпеды надет деревянный демпфер, разрушающийся при се приводнении. На хвостовую части надет воздушный стабилизатор (<крест-кольцо>). В результате модернизации высота низкого торпедометания возросла до 100 м при скорости самолета до 330 км/ч. Торпедоносец Ту-2 нес две торпеды 45-36АМ на наружной подвеске.
Для высотного торпедометания в 1950 г. была принята на вооружение торпеда 45-36АВМ, в конструкцию которой вошли почти все изменения, внесенные в 45-36АМ. Торпеда 45-36АВМ могла сбрасываться с высоты от 300 до 3000 м.
При последней модернизации на этой торпеде была применена новая система высотного торпедометания СВТ (авторы П. И. Алферов и А. В. Пресняков). Состояла она из двух парашютов, раскрывавшихся на высоте 500-700 м. С такой системой торпеда, принятая на вооружение в1954 г. под индексом 45-54ВТ, могла сбрасываться с высот от 700 м и до потолка самолета при скорости самолета до 800 км/ч.
В начале 1950-х гг. на вооружение минно-торпедной авиации стали поступать скоростные реактивные самолеты Ту-14 и Ил-28, в связи с чем потребовалась повторная модернизация торпеды, проведенная в ОКБ-182. В Торпеду была введена система креновыравнивания в воздухе с помощью гироскопического прибора и воздушных элеронов, а также стабилизатор погружения. Диск стабилизатора был расположен в передней части торпеды и при приводнении фиксировался в наклонном положении, создавая подъемную силу, а после прихода торпеды в горизонтальное положение диск отделялся с помощью разрывного болта. Сверху на оболочке торпеды крепился отделяемый при приводнении контейнер, в котором помещался свободно вращающийся в воздухе тормозной парашют площадью 2 м2. С такой системой торпеда, принятая на вооружение в 1956 г. под индексом 45-56НТ, могла сбрасываться с высоты до 150 м при скорости самолета до 400 км/ч. Основных данных 45-мм торпед модернизация не коснулась (вес торпеды 950 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг, режим хода только один - 4-39 км/уз.). В торпедах 45-54НТ и 45-54ВТ применялся неконтактный индукционный взрыватель НИВ-547.
В 1951 г. в НИИ-400 была начата разработка 53-см авиационной торпеды низкого сбрасывания ТАН-53. Руководитель работ В. А. Калитаев, а с 1954 г. - В. А. Поликарпов.
В торпеде в качестве энергокомпонентов были применены кислород и спирт, созданы системы стабилизации и приводнения при сбрасывании со скоростного самолета.
Торпеда несла 300 кг взрывчатого вещества. Дальность хода торпеды 4000-4500 м, скорость 50 уз. Взрыватели контактный и неконтактный. Сброс производился с самолета при скорости до 800 км/ч и высоте 100-250 м.
В 1955 г. на заводе № 832 была проведена пристрелка опытной партии торпед.
Постановлением СМ № 144-85 от 4 февраля 1956 г. работы по ТАН-53 были прекращены.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz