А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
ФРАНЦУЗСКИЕ БЕТОНОБОЙНЫЕ БОМБЫ
В 1970-х гг. создаются французские бетонобойные бомбы, предназначенные для применения с истребителей-бомбардировщиков, летающих на низких и сверхнизких высотах.
Бетонобойная бомба <Дюрандаль> разработана фирмами <Энжис Матра> и <Томсон-Брандт>.
Вес бомбы 195 кг, вес боевой части около 100 кг. Длина корпуса бомбы 2700 мм, диаметр 223 мм. Размах крестообразного оперения 430 мм. База подвески 356 мм. Бомба выдерживает перегрузку до 8,5 g и способна пробивать бетонное перекрытие толщиной 700 мм.
Штатная схема применения бомбы следующая. Сбрасывание бомбы производится на высоте около 50 м при скорости полета самолета 180-280 м/с. Затем раскрывается ее первый тормозной парашют, а на дальности примерно 250 м от точки сбрасывания и после снижения бомбы до 40 м - основной парашют, который отделяется, когда угол пикирования бомбы составит 40°, а скорость ее падения - 20 м/с. После этого срабатывает воспламенитель и включается реактивный ускорительный двигатель, в результате чего скорость падения бомбы к моменту встречи с целью увеличивается до 200 м/с. Пробив бетонное перекрытие, бомба взрывается. К этому времени самолет-носитель удаляется от места взрыва на безопасное расстояние (около 600 м).
Серийное производство бетонобойных бомб <Дюрандаль> началось в 1975 г. К тому времени ВВС Франции и некоторых других стран заказали около 3 тыс. таких бомб. Их поставки начались в середине 1976 г.
В ходе испытаний летом 1976 г. бомба <Дюрандаль>, сброшенная с истребителя <Мираж-111>, пробила покрытие взлетно-посадочной полосы и взорвалась через установленный интервал (замедленно), образовав воронку глубиной 2 м и диаметром 5 м, окруженную разбросанными на площади около 200 м2 крупными обломками бетонного покрытия.
Бетонобойная бомба ВАТ-100 разработана фирмой <Гочкис-Брандт>. Вес бомбы 35 кг. Вес боевой части 20 кг. Длина корпуса 1800 мм, диаметр 100 мм. База подвески 356 мм. Бомба ВАТ-100 пробивает бетонное покрытие толщиной до 400 мм.
Кроме основного предназначения, как считают французские специалисты, ее можно использовать для поражения автоколонн и железнодорожных эшелонов, складов боеприпасов, артиллерийских установок и других целей. В этом случае вместо реактивного ускорительного двигателя бомба снаряжается дополнительным зарядом взрывчатого вещества.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI