А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

НЕМЕЦКИЕ АВИАБОМБЫ 1930-40-х г.г.

Немецкие авиабомбы
На вооружении германской авиации состоял довольно широкий ассортимент авиабомб - осколочных, осколочно-фугасных, фугасных, зажигательных, химических и др.
Фугасные авиабомбы подразделялись по калибру (весу) и толщине стенок. Основные калибры: 50, 250, 500, 1000, 1800 и 2500 кг. По толщине стенок корпуса различались на тонкостенные SC с цилиндрической средней частью, приваренным носовым коком и привинченным хвостовым обтекателем со стабилизатором (бомба снаряжалась через донную часть) и толстостенные SD - цельнолитые, хвостовой обтекатель привинчивался после снаряжения бомбы.
На основе толстостенных бомб делались бронебойные и ракетно-фугасные (с ракетным двигателем для поражения бронированных и железобетонных целей) бомбы. Они обозначались PC и PS.
Бомбы оснащались боковыми взрывателями. Подвесная система была в виде одного ушка или колодки (для тяжелых бомб). Чтобы уменьшить глубину проникновения бомб в грунт и увеличить эффект ударной волны, к головной части некоторых бомб приваривали кольцо или чугунные наконечники в виде лемеха.
Фугасные авиабомбы калибром до 1000 кг окрашивались в серый цвет, а калибром свыше 1000 кг - в светлоголубой.
Немецкие авиабомбы
Осколочные авиабомбы обозначались буквами SD и BdC. Корпуса бомб делались стальными литыми из двух стальных труб разных диаметров, вставленных одна в другую, пространство между трубами заполнялось стальными осколками или бетоном (бетонные SBe-1). Окрашивались эти бомбы в основном в темно-серый цвет (SD-2 - в зеленый, SD-1 - в лимонно-желтый). Осколочные авиабомбы малых калибров укладывались в контейнеры, в том числе в контейнеры типа АВ.
Необычным конструктивным решением отличалась осколочная бомба SD-2. Сама бомба находилась в цилиндрическом кожухе. Кожух состоял из двух подпружиненных половинок. Бомба взводилась с помощью тросика, один конец которого крепился к взрывателю, а другой, с ограничителем, выводился наружу через отверстие в корпусе.
Зажигательная авиабомба
Зажигательные авиабомбы выпускали в корпусах соответствующих по калибру тонкостенных фугасных авиабомб. Были чисто зажигательные бомбы, обозначавшиеся Вг С - (50, 250 кг и т. д.), Flam С - (50, 250 кг и т.д.) и фугасно-зажигательные бомбы Spre С - (50, 250 кг и т.д.). В некоторых бомбах кроме термитных патронов находились стальные осколки и тротиловый заряд. Окрашивались зажигательные авиабомбы в темно-серый цвет.
Применялись и составные зажигательные авиабомбы большого калибра, которые изготавливались во фронтовых условиях. К баку с зажигательной смесью крепились носовой и хвостовой (со стабилизатором) обтекатели от тяжелых фугасных авиабомб, подвесная система и запал в виде двух малокалиберных зажигательных авиабомб.
Дымовые бомбы NC делались в корпусах, соответствующих по калибру SD. Они были темно-серые с полосками того цвета, какой дым давала бомба.
На стабилизаторах некоторых фугасных и осколочных авиабомб немцы приваривали <свистки>. Падение таких бомб сопровождалось пронзительным свистом, который вызывал панику у морально неустойчивой пехоты. Для обстрелянных же частей он служил предупреждением об опасности.
Для поражения бортов надводных кораблей немцы спроектировали так называемые глиссирующие 800-кг бомбы с небольшим реактивным двигателем SB-800RS . Эти бомбы имели шарообразную боевую часть диаметром 750 мм и кольцевой стабилизатор. Общая длина бомбы 1910 мм. Сброс бомб происходил на малой высоте, около 20 м, с дистанции 4,0-4,5 км от цели. После сброса срабатывал твердотопливный двигатель, и бомба летела горизонтально, а затем касалась воды под малым углом. Хвостовая часть и стабилизатор отваливались, а боевая часть делала несколько рикошетов и ударялась в борт корабля противника. На испытаниях боковое отклонение от цели составляло до 55 м при дальности сброса 4,5 км. Однако точность глиссирующей бомбы очень зависела от состояния моря и силы ветра, поэтому в 1944 г. работы над ней были прекращены.
Обычные бронебойные бомбы весом от 500 до 1800 кг были приняты на вооружение в 1940 г. Их боевое применение показало, что при бомбардировке с небольших высот (700-1500 м) скорость падения бомб не обеспечивала пробития всех броневых палуб линкоров или тяжелых крейсеров. Увеличение же высоты бомбометания до 5-7 км резко снижало вероятность попадания в корабль.
В 1942 г. на вооружение люфтваффе были приняты 3 реактивные бронебойные авиабомбы: PC500RS <Паулина>, PC1000RS <Поль> и PC1800RS <Пантера> весом соответственно 500, 100 и 1800 кг. Небольшой твердотопливный двигатель, установленный в хвостовой части бомб, сообщал им дополнительную вертикалью скорость около 160 м/с, тем самым он существенно увеличивал их бронспробиваемость.
Немецкие авиабомбы
Приведем данные нескольких германских обычных авиабомб. Самые маленькие зажигательные авиабомбы были весом всего в 1 кг. Их длина 350 мм, а диаметр 50 мм. Были такие же маленькие осколочные бомбы, причем часть из них делали из 50-мм минометных мин.
10-кг осколочные бомбы имели длину 585 мм, диаметр 86 мм.
50-кг осколочные бомбы имели длину 1100 мм, диаметр 200 мм.
250-кг осколочно-фугасные бомбы имели длину 1630-1651 мм, диаметр 368-370 мм. Вес ВВ-112,5 кг.
500-кг осколочно-фугасные бомбы SC-500 имели длину 2022 мм, диаметр 470 мм.
1000-кг фугасные бомбы SC-1000 имели длину 2660 кг, диаметр 660 мм.
1800-кг фугасные бомбы SC-1800 имели длину 3500 мм, диаметр 660 мм.
2500-кг фугасные бомбы SC-2500 имели длину 3900 мм, диаметр 820 мм.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz