А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

УПРАВЛЯЕМЫЕ БОМБЫ "ЧАЙКА", "КОНДОР" И "УБВ-5"

15 октября 1951 г. вышло Постановление СМ СССР № 3969-1815, предусматривающее начало работ по созданию управляемых фугасных бомб УБ-2000Ф <Чайка>, УБ-5000Ф <Кондор> и бронебойной бомбы УБ-2000Б. Разработка бомб велась в КБ-2 Минсельхозмаша, а радиокомандной системы управления - в НИИ-648. В конце 1953 г. работы по бронебойной бомбе были прекращены.
Управляемая бомба Чайка
Управляемые бомбы <Чайка> и <Кондор> были очень похожи на свой прототип - немецкую бомбу <Фриц X>: крестообразные крылья, интерцепторное управление, система радиокомандного наведения и т. д. Подобно <Фрицу>, наведение бомбы происходило по методу <трех точек>. При полете самолета-носителя на высоте 7000 м она сбрасывалась на удалении 2,6 км от цели, пролетала вперед более 4 км, а затем возвращалась к цели, поражая ее к тому моменту, когда самолет уже уходил на 5 км от цели. При этом наклонная дальность от самолета до цели увеличивалась до 9 км. Наведение бомбы через оптический прицел с самолета-носителя существенно зависело от прозрачности атмосферы и исключалось при наличии тумана, дымовой завесы, поставленной противником и т. д.
В процессе всего наведения бомбы на цель самолетноситель не должен был менять курс и скорость, что было крайне неудобно при открытии огня зенитной артиллерией и при атаке истребителей. По проекту носителем <Чайки> должен был быть реактивный бомбардировщик Ил-28, а <Кондора> - реактивный бомбардировщик Ту-16, но испытания проводились за неимением Ту-16 на Ту-4. Испытания бомб <Чайка> были проведены в 1953-1954 гг. на полигоне во Владимировке.
Постановлением СМ СССР № 2000-1070 от 1 декабря 1955 г. первая советская управляемая бомба УБ-2000Ф (<Чайка>) была принята на вооружение под индексом УБ-2Ф (4А-22).
Бомбардировщик Ту-16 мог нести две бомбы УБ-2Ф на подкрыльевой подвеске, а Ил-28 - одну бомбу УБ-2Ф под фюзеляжем.
В 1956 г. предусматривался выпуск установочной партии в 120 управляемых авиабомб и переоборудование 12 бомбардировщиков Ил-28 в их носители.
По результатам испытаний на полигоне во Владимировке для поражения цели размером 30 - 70 м требовалось сбросить две-три бомбы УБ-2Ф, что было эквивалентно применению 168 неуправляемых бомб ФАБ-1500.
Управляемая бомба Чайка-2
Этим же Постановлением СМ предусматривалась разработка усовершенствованного варианта УБ-2Ф - <Чайка-2>, оснащенного инфракрасной головкой самонаведения.
Впереди боевой части <Чайки-2> размещалась инфракрасная головка самонаведения. Чувствительность ее была довольно низкой. Она допускала применение по очень мощным источникам теплового излучения, например: металлургическим заводам, коксохимическим предприятиям, тепловым электростанциям, большим кораблям.
После сброса бомба <Чайка-2> сначала выполняла автономный полет, переходя в планирование по направлению к цели, а затем, после захвата цели инфракрасной головкой самонаведения, бомба переходила на самонаведение.
При установке инфракрасной головки самонаведения отказались от системы радиокомандного управления, в результате вес бомбы <Чайка-2> увеличился всего на 50 кг, а длина - на 220 мм.
Также прорабатывался вариант авиабомбы <Чайка-3> с пассивной радиолокационной головкой самонаведения ПРГ-10В. <Чайка-3> предназначалась для поражения радиолокаторов и станций постановки активных помех противника.
Управляемая бомба Кондор
Работы по <Чайке> шли с опережением работ по <Кондору>, который по своим основным конструктивным и схемным решениям представлял собой увеличенный вариант <Чайки>.
Летные испытания <Кондора> начались в сентябре 1954 г. Две экспериментальные бомбы были сброшены с бомбардировщики Ту-4. Скорость бомб достигла 0,9М. Испытания были признаны удовлетворительными.
На заводских бомбах <Кондор> в целях снижения стоимости производства было решено перейти от клепаной конструкции крыла с обшивкой и силовым набором к монолитным крыльям из дюралевых пластин.
В 1955 г. на полигон было направлено 18 бомб визуального наведения заводской партии и 2 макета для облетов на Ту-16, которые были выполнены в начале 1956 г.
В марте 1956 г. на полигоне начались сбросы бомб с носителя Ту-16. Сразу возникли проблемы. За счет увеличения высоты полета самолета-носителя до 11 км и скорости до 800 км/ч <Кондор>, падая, разгонялся до сверхзвуковой скорости (порядка 1,1М). При отработке управляющей команды по каналу управления бомба теряла поперечную устойчивость и начинала вращаться. После этого на всех последующих бомбах увеличили интерцепторы управления по крену. Последующие сбросы выявили необходимость изменения аэродинамических форм бомбы.
Параллельно с работами по радионаведению с помощью оптического прицела велись работы по наведению <Кондора> по телевизионному каналу.
Осенью 1955 г. были испытаны 3 бомбы <Кондор> с телевизионной головкой самонаведения. Испытания прошли относительно удачно. Однако руководство приняло решение прекратить работы по <Кондору> с телевизионной системой управления.

Проектирование пятитонной управляемой бомбы <внутренней подвески> УБВ-5 было начато по Постановлению СМ СССР № 1311-747 от 19 июля 1955 г. Бомба проектировалась с фугасной и бронебойной боевыми частями.
Бомбу УБВ-5 предполагалось оснастить телевизионной аппаратурой, разработанной во ВНИИ-380, или инфракрасной головкой самонаведения, разработанной в ЦКБ-585.
Однако в середине 1950-х гг. были прекращены все работы по <Кондору>, <Чайке-2> и УБВ-5. В СССР начался <ракетный бум>, и управляемые бомбы сочли устаревшим оружием. Тут следует заметить, что увлечение малограмотного Н.С. Хрущева управляемыми ракетами нанесло много вреда, в частности, привело к сворачиванию строительства крупных надводных кораблей, прекращению работ по сухопутной артиллерии, сокращению работ по авиационным пушкам и др. Но наши управляемые бомбы середины 1950-х гг. мало чем отличались от своих немецких прототипов и морально устарели по крайне мере на 10 лет. Так что прекращение работ над ними, на взгляд автора, оправдано. Другой вопрос, возобновление работ по управляемым бомбам в 1970-х гг. Там был совершенно иной технический уровень.

Данные советских управляемых бомб
Тип бомбыЧайкаКондорУБВ-5
Вес бомбы, кг224051005150
Вес БЧ, кг179542004200
Вес ВВ, кг76020802060
Длина бомбы, мм473068466200
Диаметр корпуса, мм600850850
Размах крыла, мм210026702060
Размах оперения, мм156018101045
Высота сброса, км5-156-0156-25
Скорость носителя при сбросе, км/ч400-1200400-1000800-2500


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz