А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

РАКЕТА AIM-120A

Проектирование ракеты AIM-120A велось с конца 1979 г. Первоначально ракета имела обозначение AMRAAM (Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile).
Целью работы было создание ракеты с автономной системой наведения, способной эффективно бороться как с высотными энергично маневрирующими целями, так и с низколетящими целями при наличии интенсивных помех.
Первоначально создание ракеты AIM-120A велось на конкурсной основе двумя американскими фирмами, а после проведения демонстрационных испытаний и пробных пусков в декабре 1981 г. основным подрядчиком была выбрана фирма <Хыоз эйркрафт>, с которой был подписан контракт на сумму 421,2 млн долларов, предусматривающий полномасштабную разработку, изготовление предсерийных образцов и установочной партии, а также проведение летно-конструкторских испытаний.
Ракета AIM-120A выполнена по нормальной аэродинамической схеме и состоит из трех отсеков: головного, боевой части и хвостового. Она имеет крестообразное крыло небольшой площади, обеспечивающее достаточно хорошую маневренность при невысоких скоростях полета, и крестообразные рули в хвостовой части. Корпус ракет изготавливается из стали, выдерживающей значительный кинетический нагрев. В зарубежной прессе приводятся следующие основные характеристики опытного образца ракеты: стартовый вес 148,6 кг, дальность стрельбы 5-100 км, собственная скорость полета 4М, длина 357 мм, диаметр корпуса 178 мм, размах крыла 526 мм, размах рулей 627 мм.
В головном отсеке сосредоточена основная часть аппаратуры автономного наведения, которое осуществляется с помощью комбинированной системы - командно-инерциальной на начальном и среднем участках траектории полета, активной радиолокационной на конечном. В состав оборудования командно-инерциальной системы входят бескарданая инерциальная платформа и приемник командной линии связи, расположенный в сопловом блоке хвостовой части ракеты.
Активная радиолокационная головка самонаведения обеспечивает полностью автономное наведение ракеты после надежного захвата цели, включает антенну с высокочастотными каскадами приемника и передатчик, выполненный на полупроводниковых компонентах. Он работает в 3-см диапазоне волн с высокой частотой повторения импульсов при перехвате высотных целей на больших дальностях и с низкой частотой - при поражении низколетящих целей.
Антенна радиолокационной аппаратуры размещается под радиопрозрачным обтекателем (длина 530 мм, диаметр у основания 178 мм), изготовленным из керамики, армированной стекловолокном.
Двигательная установка представляет собой 2-режим-ный твердотопливный ракетный двигатель с высоким удельным импульсом, работающий на малодымном без окиси алюминия топливе. Вес топлива 45 кг. Разрабатываемый для перспективных ракет класса <воздух - воздух> компактный прямоточный воздушно-реактивный двигатель намечается в будущем установить и на ракете AIM-120A.
Типовая траектория наведения ракеты делится на 3 участка: командно-инерциальный, автономный инерци-альный, активный радиолокационный. Обнаружение целей производится с помощью бортовой РЛС системы управления оружием самолета-носителя. Например, на истребителе F-18 <Хорнет> станция AN/APG-65 может выделять по таким характеристикам, как дальность и скорость сближения, 10 наиболее важных целей и непрерывно их сопровождать при сканировании (на индикаторе в кабине самолета отображаются восемь из них). После выбора цели летчиком ее координаты автоматически вводятся в инерциальную платформу ракеты, и за-_____ тем, вплоть до пуска, используется общая для ракеты и самолета-носителя система координат, в которой осуществляются все расчеты, необходимые для перехвата. После пуска ракеты текущие координаты цели регистрируются лишь в бортовой аппаратуре самолета-носителя, и в том случае, если она не маневрирует, наведение ракеты производится с помощью инерциальной системы, а затем начинает работать активная радиолокационная.
Когда цель совершает маневры, производится коррекция ее координат, введенных в инерциальную аппаратуру ракеты перед пуском. Для этого осуществляется передача соответствующих команд коррекции через боковые лепестки антенны РЛС самолета-носителя, причем с периодичностью сканирования диаграммы направленности антенны. Эти команды воспринимаются на борту ракеты приемником командной линии связи. Подобное ко-мандно-инерциальное наведение возможно одновременно для восьми ракет AIM-120A при их пуске по разным целям. При этом на самолетном индикаторе отображается величина оставшегося времени полета каждой ракеты до момента включения ее активной радиолокационной аппаратуры, что позволяет летчику вовремя прекращать передачу команд коррекции на ракеты, перешедшие в режим самонаведения. Такая остановка передачи команд коррекции может производиться также в случае прекращения маневрирования цели, когда ракета способна наводиться с помощью своей инерциалыюй аппаратуры до момента перехода на самонаведения. Но этот способ наведения применяется лишь при отсутствии радиотехнических помех.
Если же цель осуществляет постановку активных помех, тогда бортовая аппаратура ракеты на среднем и конечном участках траектории полета может неоднократно переключаться в режим наведения на источник помех. В ближнем воздушном бою при визуальной видимости цели используется режим активного радиолокационного самонаведения.
Ракеты AIM-120A могут подвешиваться на пусковые устройства двух типов: с рельсовыми направляющими и с принудительным отделением при помощи пиропатронов. Первые сконструированы таким образом, что на них можно размещать еще и ракеты <Сайдвиндер>. Устройства второго типа представляют собой несколько модифицированные существующие пусковые установки LAU-17 и LAU-92, которыми оснащаются самолеты F-14, F-15 и F-18. Они рассчитаны для подвески как ракет <Спэрроу>, так и AIM-120A. Устройства обоих типов позволяют производить подвеску семи ракет на самолет F-14, шести на F-15, F-16, F-18 и <Торнадо-Р.2>, четырех на <Фантом> F-4F.
В ходе разработки ракеты в 1981-82 гг. было проведено 6 пусков с самолетов разных типов в различных условиях. Так, первый пуск выполнялся в августе 1981 г. с истребителя F-16, и было получено прямое попадание в управляемую воздушную мишень QF-102. При этом проверялись сопряжение ракеты с системой управления оружием самолета, а также работа активной радиолокационной аппаратуры самонаведения. Второй пуск был проведен в ноябре 1981 г. с самолета F-15. Он также завершился поражением мишени QF-102, атака которой производилась со стороны задней полусферы при высоте полета самолета-носителя 1800 м и скорости 0,75М. Мишень находилась на высоте 300 м, имела скорость полета 0,7М. Пуск ракеты обеспечивался с помощью бортовой РЛС самолета-носителя F-15. В данном случае оценивалась работа инерциальной аппаратуры наведения на среднем участке траектории и активной радиолокационной аппаратуры самонаведения в условиях возникновения помех из-за отражений от земной поверхности.
При шестом пуске опытного образца ракеты с истребителя F-15 в конце 1982 г. была продемонстрирована способность перехвата низколетящей цели (мишень QF-102), использующей бортовые средства радиоэлектронной борьбы. Пуск проводился на высоте 4800 м и дальности 20 км со стороны передней полусферы цели, совершавшей полет на высоте 120 м. Первоначально ракета наводилась комапдно-инерциальным методом, а затем активная радиолокационная аппаратура осуществила захват цели и обеспечила самонаведение с точностью, находившейся в пределах расчетного радиуса поражения боевой части ракеты.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz