А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

АМЕРИКАНСКИЕ РАКЕТЫ "САЙДВИНДЕР"

Проектирование ракет <Сайдвиндер> (<Боковой удар>) было начато в 1948 г. Летные испытания первых образцов прошли в 1952-54 гг. В 1956 г. был принят на вооружение первый образец ракеты <Сайдвипдер> AIM-9A.
Ракеты <Сайдвиндер> выполнены по аэродинамической схеме <утка>. Они имеют цилиндрический корпус диаметром 127 мм и крестообразное трапециевидное в плане крыло. На задних кромках консолей крыла устанавливаются роллероиы, обеспечивающие ограничение угловой скорости поворота ракеты относительно продольной оси. Все модификации ракет имеют одинаковое количество комплектующих блоков, которыми являются: система наведения и управления (включая головку самонаведения, пневматический привод рулей, источник электрической энергии и контактный взрыватель), неконтактный взрыватель, боевая часть, двигатель. Все ракеты, за исключением AIM-9C, укомплектованы инфракрасными головками самонаведения и могут использоваться только в простых метеоусловиях. Ракета AIM-9C оснащена радиолокационной головкой самонаведения, поэтому может поражать цели как в простых, так и в сложных метеоусловиях.
В качестве источника электроэнергии на ракетах, (кроме AIM-9D, на которой установлена электрическая батарея), используется газогенератор, приводимый в действие горячим газом, полученным при сгорании шашки двигателя.
Боевые части осколочно-фугасные или стержневые. Их подрыв осуществляется неконтактными взрывателями при пролете ракет на расстоянии в пределах 5-6 м от цели. При прямом попадании боевые части подрываются от контактных взрывателей. Двигатели твердотоп-ливные с одним или двумя режимами работы (стартовым и маршевым).
Рассмотрим особенности модификаций ракеты <Сайдвиндер>.

AIM-9B была принята на вооружение ВВС и авиации ВМС США в 1957 г.
Корпус ракеты по всей длине цилиндрический. Инфракрасная головка самонаведения имеет угол поля зрения 4° и максимальную скорость слежения координатора цели 11 град/с. В головке чувствительным элементом, воспринимающим инфракрасное излучение от цели, является неохлаждаемое фотосопротивлепие, выполненное из сернистого свинца. Максимальный угол отклонения координатора от цели +25°.
Боевая часть осколочно-фугасная, используется инфракрасный неконтактный взрыватель.
На ракете установлен 1-режимный твердотопливный двигатель. Его суммарный импульс около 3700 кг/с, время работы чуть более 2 с.
Опыт эксплуатации и боевого применения ракеты показал, что она имеет ряд существенных недостатков. Например, по сообщениям иностранной печати, головка самонаведения имеет плохую помехозащищенность и вследствие этого часто не может выделить цели, находящиеся на фоне облаков и поверхности земли. Наведение ракеты невозможно, если пуск ее производится под углом менее +20° от направления на Солнце. Кроме того, она имеет большие ограничения по перегрузке и поэтому обладает недостаточной маневренностью, что позволяет летчику атакуемого самолета (при своевременном обнаружении пуска по нему ракеты) интенсивным маневрированием вывести свой самолет из зоны поражения.
В 1960-х гг. ракеты AIM-9B производила по лицензии западногерманская фирма <Бондезееверк герететех- г ник>, где была разработана усовершенствованная головка самонаведения. Основное усовершенствование заключалось во введении системы охлаждения фотосопротивления с применением окиси углерода, баллон с которым объемом 85 смн размещался в блоке системы наведения и управления. По сведениям иностранной печати, установка этого баллона стала возможной вследствие того, что объем, занимаемый электронной аппаратурой, уменьшился за счет использования полупроводников вместо электровакуумных ламп. Запаса окиси углерода хватает на 2,5 ч работы системы охлаждения при температуре наружного воздуха +20 "С. Это позволило увеличить чувствительность головки самонаведения, уменьшить мертвую зону в направлении на солнце до 5°. Также улучшилась помехозащищенность головки самонаведения, и она с большей вероятностью стала выделять цели на фоне облаков, освещенных солнцем, а также в сложных метеоусловиях. Эта головка самонаведения получила обозначение FGW. Mod.2, ракета с такой головкой -AIM-9B FGW. Mod.2.
Носителями ракет <Сайдвиндер> AIM-9A и AIM-9B были палубные истребители F-9F <Кугуар>, F3H-2W, F11F-1, F8U-2W, а также истребители ВВС F-100, F-101, F-104 и F-105.
Ракеты <Сайдвиндер> AIM-9D и AIM-9C были приняты на вооружение ВМС США в 1965 и 1966 г. соответственно. Они имеют одинаковые комплектующие блоки, исключая головку самонаведения. На AIM-9D установлена инфракрасная головка самонаведения, на AIM-9C - полуактивная радиолокационная. Эти ракеты созданы на базе ракеты AIM-9B, но вместо осколочно-фугасных боевых частей имеют стержневые боевые части.
Использование новой стержневой боевой части потребовало повысить точность выдачи сигнала на ее подрыв, поэтому созданный для ракеты AIM-9B инфракрасный взрыватель был модернизирован. Кроме того, был разработан новый радиовзрыватель. Взрыватели для обеих ракет являются взаимозаменяемыми. Ракеты были оснащены более мощными твердотопливными двигателями <Рокетодайн> МК. 36 мод. 5.
Значительные изменения претерпела инфракрасная головка самонаведения. Введена система охлаждения фотосопротивления. Охлаждение осуществляется азотом из баллона, размещенного в пусковой установке. Это, по мнению американских специалистов, повысило чувствительность головки самонаведения и увеличило дальность захвата цели. Был также увеличен максимальный угол отклонения координатора цели. Скорость слежения координатора составляет 12 град./с.
На ракетах AJM-9D и AIM-9C используются легкосъемные рули, что упрощает транспортировку и подвеску ракет на самолет. Привод рулей сделан более мощным, это улучшило маневренность ракет.
Блок системы наведения и управления ракет AIM-9D и AIM-9C имеет не цилиндрическую, как у ракеты AIM-9B, а оживальную форму, что значительно снижает их аэродинамическое сопротивление. Усовершенствование ракеты позволило увеличить максимальную дальность стрельбы до 18 км.
Для поражения цели в простых и сложных метеоусловиях, а также со стороны задней и передней полусфер ракеты AIM-9C были оснащены новыми радиолокационными головками самонаведения, имеющими режим наведения на источник активных радиоизлучений аппаратуры, установленной на самолете противника.
Ракеты <Сайдвиндер> AIM-9G и АШ-9Н были приняты на вооружение ВМС США в начале 1970-х гг.
Ракета AIM-9G разработана на базе AIM-9D. Ее вес составляет 87 кг. В головку самонаведения введено специальное устройство, обеспечивающее более быстрый захват цели. Все остальные комплектующие блоки ракеты остались такими же, как у ракеты AIM-9D.
Ракеты AIM-9G и AIM-9H оснащены новым двигателем МК. 36 мод. 9. Двигатель имеет центральный канал 3-лучевого сечения и сопло со значительной степенью расширения. Корпус двигателя алюминиевый. Сопло литос из стеклофенола. Вес двигателя 45,4 кг. Суммарный импульс 3630 кг/с. Время работы 2,2 с.
Ракета AIM-9H является усовершенствованным вариантом ракеты AIM-9G. В ее бортовой аппаратуре электровакуумные лампы заменены микросхемами. Это позволило увеличить надежность ракеты и снизить ее вес до 84 кг, а также отказаться от газогенератора и использовать термическую батарею. Кроме того, был усовершенствован координатор цели (увеличена скорость слежения за целью) и повышена мощность привода рулей, в результате чего возросла маневренность ракеты.
Дальность стрельбы ракет A1M-9G и AIM-9H осталась такой же, как у базовой ракеты. Основными носителями ракет являются истребители F-4, F-8 и F-14.
Ракета AIM-9E была принята на вооружение ВВС США в конце 1960-х гг. Она разработана на базе ракеты AIM-9B. Ракета AIM-9E имеет несколько больший вес и длину 300 см. Боевая часть и двигатель остались без изменений. Модернизация коснулась систем наведения, управления и подрыва. В головку самонаведения введено термоэлектрическое охлаждение фотосопротивления, что улучшило ее чувствительность. До 16,5 град./с увеличена скорость слежения координатора цели и его максимальный угол отклонения. Поле зрения головки самонаведения сделано меньше, что, по расчетам иностранных специалистов, должно повысить се помехозащищенность. На ракете использованы легкосъемные рули.
В результате модернизации повысилась маневренность ракеты, поэтому она может использоваться для ведения ближнего воздушного боя.
Ракета A1M-9J была принята на вооружение ВВС США в начале 1970-х гг. Она является улучшенным вариантом ракеты AIM-9E. В ее электронной схеме электровакуумные лампы частично заменены микросхемами. Увеличена мощность привода рулей и время работы газогенератора (до 40 с за счет применения шашки большего размера). Используются легкосъемные рули, имеющие сложную конфигурацию в плане.
Боевая часть осколочно-фугасная. Неконтактный взрыватель аналогичен взрывателю ракеты AIM-9E.
Вьетнамская война показала низкую эффективность всех модификаций ракет <Сайдвипдер>. Применение этих ракет налагало значительные ограничения на маневренность самолета-носителя. Попасть по цели, маневрируя с большой перегрузкой, оказалось достаточно сложно.
В связи с этим в 1971 г. начались работы по созданию принципиально новой ракеты <Сайдвиндер> AIM-9L.
В головке самонаведения ракеты AIM-9L фотосопротивление из сернистого свинца заменено фотосопротивлением из сурмяиистого индия. Это существенно повысило ее чувствительность и возможность захватывать цели не только со стороны их задней, но и передней полусферы. Еще одним улучшением головки самонаведения является увеличение максимального угла отклонения и скорости слежения координатора цели.
В головке самонаведения ракеты AIM-9L установлена криогенная система охлаждения фотосопротивления. Аргон, использующийся в этой системе, находится в баллоне, размещенном в корпусе ракеты, что дает возможность подвешивать ее на самолеты без доработки их пусковых установок (у более ранних модификаций ракет <Сайдвиндер> баллоны находились в пусковых установках на самолетах-носителях).
В электронной схеме ракеты AIM-9L применены микросхемы, а в качестве источника электроэнергии используется термическая батарея.
Ракета AIM-9L стала первой в мире ракетой <воздух - воздух>, оснащенной неконтактным лазерным взрывателем. Основными его элементами являются передающая и приемная части. В качестве излучателя лазерной энергии используется диод, выполненный на арссниде галия, а прием отраженных от цели сигналов осуществляется с помощью кремниевого фотодиода.
Боевая часть ракеты AIM-9L также разработана заново. Она имеет расположенные в 2 слоя стальные стержни с насечкой для образования осколков заданного веса. Подрыв осуществляется подачей инициирующих импульсов от взрывателя одновременно на оба конца заряда взрывчатого вещества, что дает возможность сформировать поток осколков соответствующим образом.
Ракета <Сайдвиндер> AIM-9L была принята на вооружение в 1976 г. Она состояла на вооружении самолетов F-4, F-5, F-14, F-15, F-16, <Торнадо>, <Си Харриер> и <Хок>.
Весной 1979 г. начались летные испытания новой ракеты AIM-9M, представляющей модернизацию ракеты AIM-9L. На AIM-9M установлен новый двигатель с топливом пониженной дымности. Главным же отличием является инфракрасная головка самонаведения с замкнутой системой охлаждения, не требующей перезарядки хладагентом.
Ряд модификаций ракет <Сайдвиндер> (AIM-9C, J, L) производился по лицензии в Швеции. Так, ракеты AJM-9J имели индекс RB. 24. Ракетами <Сайдвиндер> были вооружены все шведские самолеты того времени - <Сааб-35>, <Дракен>, <Лансен> и <Вигген>.
Ракеты <Сайдвидер> широко применялись практически во всех локальных конфликтах 1960-90-х гг. Так, в ходе войны за Фолклендские острова, по английским данным, самолетами <Харриер> было выпущено 27 ракет <Сайдвиндер>, ими сбиты 16 аргентинских самолетов и вертолетов. Эти данные, видимо, завышены. Так, известен случай, когда истребитель <Харриер> выпустил по аргентинскому транспортному самолету СМ 30 две ракеты <Сайдвиндер>, одна из которых прошла мимо, а вторая лишь повредила крыло. После этого английский летчик подлетел к С-130 и из пушки всадил в упор в фюзеляж 240 снарядов.

Данные американских ракет "Сайдвиндер"
РакетаAIM-9BAIM-9CAIM-9DAIM-9EAIM-9GAIM-9HAIM-9JAIM-9L
Полная длина, мм28302830283030002830287028302870
Диаметр корпуса, мм127127127127127127127127
Размах стабилизатора, мм560630610640610630560630
Стартовый вес, кг7584848487847886
Вес боевой части, кг1111111111111111
Максимальная скорость, М222222,52,52,5
Дальность стрельбы, км1118181818181818


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz