А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

ФРАНЦУЗСКАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА "ЭКЗОСЕТ"

Французская противокорабельная ракета <Экзосет> (<Летающая рыба>) подобно <Гарпуну> была создана в четырех вариантах: ММ-38 для вооружения надводных кораблей, SM-39 для подводных лодок, АМ-39 для самолетов и ММ-40 для береговой обороны.
Все варианты ракеты <Экзосет> имеют нормальную аэродинамическую схему с крестообразным крылом в средней части корпуса и такими же рулями управления на поверхности хвостового отсека.
Авиационная ракета АМ-39 имеет полную длину 4,7 м, диаметр корпуса 350 мм и размах крыла 1,1м. Стартовый вес ракеты 660 кг. Вес осколочно-фугасной боевой части 150 кг.
Все варианты ракеты <Экзосет> оснащены активной радиолокационной импульсной головкой самонаведения с горизонтальной стабилизацией диаграммы направленности. Вес головки самонаведения 30 кг. Она работает на частоте 8-10 ГГц и способна обнаруживать корабль типа фрегат с эффективной поверхностью рассеяния около 100 м2 на дальности до 24 км. Антенна осуществляет поиск цели в секторе +16° по азимуту и +10° по углу места.
Осколочно-фугасная боевая часть с большим количеством осколков, унифицированная для всех вариантов ракеты <Экзосет>, имеет контактный и неконтактный взрыватели. Наибольшая эффективность боевой части достигается при углах встречи с целью около 70°.
Маршевый твердотопливный двигатель выполнен из алюминиевого сплава. Он имеет внутреннее теплозащитное покрытие. Время работы двигателя - около 110 с. Шашка звездообразная, торцевого горения. Запуск двигателя производится с помощью пирозарядов. Стартовый двигатель тоже твердотопливный, отличается от маршевого меньшим весом. Время работы стартового двигателя 2 с.
Максимальная скорость ракеты около 1100 км/ч (т. с. ракета дозвуковая). Дальность стрельбы максимальная 50 км при пуске с высоты 300 м и 70 км при пуске с высоты 10 км. Минимальная высота пуска 50 м.
Горизонтальный полет на маршевом участке осуществляется по командам автономной инерциальной системы и радиовысотомера. На дистанции 12-15 км от расчетного места цели ракета снижается до 7 м. После включения головки самонаведения в течение двух секунд выполняются обнаружение, захват цели и переход на ее автоматическое сопровождение. Если противник применяет средства радиоэлектронной борьбы, то головка самонаведения может переключаться на режим самонаведения на помеху. В случае пролета над малоразмерной целью боевая часть подрывается от неконтактного взрывателя.
Корабельный вариант ракеты <Экзосет> ММ-38 был принят на вооружение в 1971 г., авиационный АМ-39 - в 1979 г. Ракетой АМ-39 вооружались патрульные самолеты <Атлантик>, <Нимрод>, вертолеты <Супср Фрслон>, <Си Кинг> и другие машины.
Первое боевое применение ракета <Экзосет> имела 4 мая 1982 г. в ходе войны за Фолклендские острова. В этот день аргентинский патрульный самолет <Нептун> на расстоянии около 200 км обнаружил соединения английских кораблей. С авиабазы Рио-Гранде, расположенной па расстоянии около 850 км, поднялись 5 штурмовиков <Супер Этандар>. Из них только 2 несли по одной проти-нокорабельной ракете <Экзосет> под правой консолью, а под левой - сбрасываемый топливный бак емкостью 1100 л. Один самолет с таким же вооружением был резервным, два других несли только топливные баки, выполняя функции заправщиков. Штурмовики шли на высоте 50 м над уровнем моря. В 46 км от кораблей летчики увеличили высоту до 150 м, произвели кратковременное, на 30 с, включение бортовых РЛС. На экранах индикаторов высвстились отметки двух целей: эсминца УРО <Шеффилд> и фрегата <Плимут>. Угол между направлениями на них составлял 40°.
После ввода данных целеуказания по каждой цели с дистанции 37 км был выполнен пуск двух ракет <Экзосет>. В момент пуска бортовые системы предупреждения информировали летчиков о подсвете самолетов радиолокационной станцией фрегата <Плимут>. Поисковая РЛС <Шеффилда> была выключена для устранения помех спутниковой системе связи <Скайнет>, через которую велись переговоры с Лондоном. Самолеты тотча* же вышли из зоны действия ЗРК <Си Дарт>, которыми были вооружены английские эсминцы типа <Шеффилд>.
Активная радиолокационная головка самонаведения одной из ракет захватила <Шеффилд> на дистанции 12- 15 км, высота ее полета снизилась до 2-3 м. Визуально ракету заметили лишь за 6 с до попадания в корабль. Ракета пробила борт на 1,8 м выше ватерлинии, но внутри корпуса не взорвалась - не сработал контактный взрыватель замедленного действия. От остатков ракетного топлива загорелись электрические кабели и краска. Отсек быстро наполнился ядовитым дымом, создалась реальпая угроза взрыва ракет и артиллерийского боезапаса. После пяти часов безрезультатной борьбы с пожаром экипаж покинул корабль.
Вторую ракету с фрегата <Плимут> обнаружили заблаговременно, - за 40 с. Завесой из дипольных отражателей были созданы пассивные помехи, которые увели ракету в ложном направлении.
Самым крупным кораблем, потопленным управляемой ракетой после 1945 г., оказался британский авиатранспорт <Атлантик Конвейер>, переоборудованный перед войной из гражданского контсйперовоза.
25 мая пара самолетов <Супер Этандар> вылетела с авиабазы в Рио-Гранде и взяла курс на северо-восток, затем довернула на восток, произвела дозаправку топливом от самолета С-130 и, следуя в южном, а затем в западном направлении, вышла в район маневрирования авианосного соединения на высоте 30 м со стороны, с которой меньше всего ждали нападения. Наведение на цель производилось с самолетов С-130.
На дальности 80 км от предполагаемого местонахождения соединения аргентинские летчики обнаружили авианосец <Гермес> в окружении других кораблей. Осуществив пуск ракеты с дистанции 48 км от цели, самолеты сразу же ушил в сторону континента па предельно малой высоте. В это время англичане с кораблей и поднятых в воздух вертолетов выставили помехи - дипольные отражатели. Дезориентированные помехами ракеты захватили находившийся в 6 км от авианосца <Атлантик Конвейер> и потопили его вместе с находившимися на борту 15 вертолетами <Уэссекс> и <Чинук>.
30 мая самолет <Супер Этандар> выпустил 2 ракеты <Экзосет> по английскому авианосцу <Инвинсибл>. Корабли охранения и вертолеты поставили завесы в виде облаков из дипольных отражателей, в результате чего обе ракеты сбились с курса и упали в море.
17 мая 1987 г. иракский истребитель <Мираж> выпустил 2 ракеты <Экзосет> по американскому фрегату <Старк>. Обе ракеты попали в борт фрегата, но взорвалась только одна. Тем не менее фрегат был тяжело поврежден. Американские эксперты отметили, что будь это в штормовой Атлантике, а не в штиль в Персидском заливе, то фрегат неминуемо бы затонул. Любопытно, что в этот период США флиртовали с Ираком, поэтому оставили инцидент без последствий, приняв иракскую версию об ошибке пилота.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz