А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ АВИАЦИОННОГО БАЗИРОВАНИЯ

Во второй половине 1950-х гг. в США началась разработка баллистических ракет авиационного базирования. В те же годы американская пропаганда усиленно запугивала собственных граждан призраком второго Пёрл-Хар-бора - внезапным советским ядерным нападением. На самом деле, как мы сейчас знаем, руководство СССР не планировало такой акции, да и физически не могло одним ударом уничтожить большую часть военного потенциала. Напугав себя самих, американцы организовали круглосуточные полеты стратегических бомбардировщиков В-29, В-36, В-47 и В-52 вокруг границ СССР. Однако непрерывное совершенствование нашей ПВО вызывало сомнения в способности этих самолетов и их крылатых ракет преодолеть ее. Выходом из сложившейся ситуации могло стать оснащение бомбардировщиков баллистическими ракетами. В этом случае патрулирующий бомбардировщик и его ракета были практически неуязвимы.
Первой авиационной баллистической ракетой стала <Болд Орион> WS-199B, созданная фирмой <Мартин>. Ракета <Болд Орион> была 2-ступенчатой. Обе ступени имели твердотопливные двигатели. Длина ракеты 6,1 м. Максимальный диаметр корпуса 0,61 мм. Размах стабилизаторов около 1 м. Проектная дальность 3200 км.
В 1958 г. и первой половине 1959 г. с бомбардировщика В-47 было произведено 11 пусков ракет <Болд Орион>. При одном из запусков достигнута дальность 1600 км.
После двух неудачных попыток 13 октября 1959 г. ракета <Болд Орион> была запущена с самолета В-47 над Атлантическим океаном в космическое пространство с целью испытания и проверки точности наведения системы перехвата искусственных спутников Земли. Спутник <Эксплорер VI> в это время находился в своем перигее (примерно в 230 км от Земли) и имел орбитальную скорость 28800 км/ч. Ракета пролетела в шести километрах от спутника и упала в океан на расстоянии 160 км от места запуска. За полетом ракеты и спутника велось наблюдение с помощью РЛС. Кроме того, на ракете были установлены передатчики, посылающие сигналы наземным станциям.
Затем с бомбардировщика В-58 <Хастлер> было произведено 4 пуска ракет модификации WS-199C.
Увы, конструкция обеих модификаций ракет оказалась неудачной, и в мае 1959 г. ВВС США заключили договор с фирмой <Дуглас> на проектирование новой авиационной баллистической ракеты <Скайболт> (GAM-87A, WS-138A).
Ракета <Скайболт> была 2-ступснчатая. Обе ступени имели твердотопливные двигатели. Первая ступень имела четырехперый стабилизатор. Полная длина ракеты 9,2 м. Максимальный диаметр корпуса 0,89 м. Расчетная дальность стрельбы 1500 км (по другим источникам - 1800 км). Стартовый вес ракеты 5125 кг. Боевая часть ядерная модностью 2 Мт.
После сброса с самолета ракета свободно падала около 120 м, через некоторое время после пуска отделялся хвостовой конус (он крепился к корпусу взрывными болтами) и включался двигатель носовой ступени. Ракета обгоняла самолет-носитель, набирая высоту. Примерно через 100 с топливо двигателя первой ступени выгорало, она отделялась от ракеты. Затем включался двигатель второй ступени, обеспечивающий управление полетом по траектории согласно заданной программе.
При работе первой ступени ракета управлялась аэродинамическими рулями, а когда включалась вторая ступень - отклонением сопел (отклонением вектора тяги) двигателя.
На высоте 60 км при скорости 10000 км/ч двигатель прекращал работу, и отделялась вторая ступень. Боевая часть ракеты с ядерным зарядом продолжала полет по баллистической кривой.
Испытания опытных образцов ракеты <Скайболт> были начаты в 1961 г. Предполагалось, что в 1965 г. эти ракеты поступят на вооружение стратегических бомбардировщиков В-52 (по 4 штуки), В-58 и В-70 <Валькирия>. Мало того, США заключили договор с Англией на поставку ракет <Скайболт> для вооружения стратегических бомбардировщиков <Виктор> и <Вулкан>.
Однако в 1962 г. США внезапно прекратили работы по проекту <Скайболт>, отдав предпочтение баллистическим ракетам морского базирования.
В СССР также рассматривались проекты создания авиационных баллистических ракет. В частности, прорабатывался вариант такой ракеты на базе лодочной ракеты Р-13А. Тем не менее все работы как по Р-13А, так и по другим ракетам, не вышли из стадии проектирования.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz