А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

РАКЕТЫ СЕМЕЙСТВА Х-55

Эскизное проектирование малогабаритной низколетящей стратегической крылатой ракеты было начато в МКБ <Радуга> (бывшее ОКБ-2-155) еще в 1971 г. Полномасштабная разработка Х-55 велась с середины 1976 г.
По назначению ракета Х-55 аналогична американской крылатой ракете AGM-86B, но имеет принципиально иную конструкцию.
Аэродинамическая схема нормальная самолетная со складывающимся прямым крылом. Длина ракеты около 6 м. Максимальный диаметр фюзеляжа 0,51 м Размах крыла 3,1 м. Стартовый вес около 1250 кг. Вес боевой части 410 кг. Мощность спецзаряда 200-250 кТ. Турбореактивный 2-контурный двигатель с тягой 500 кг подвешен под фюзеляжем в задней части ракеты. Маршевая скорость ракеты около 840 км/ч. Маршевая высота полета 40-110 м. Дальность стрельбы до 2500 км. Система управления инерциальная с коррекцией по рельефу местности.
В середине 1970-х гг. в ОКБ Туполева был разработан проект переделки противолодочного самолета Ту-142М в стратегический ракетоносец Ту-142МС, который предполагалось оснастить двумя многопозиционными ката-пультными установками МКУ-6-5 для подвески двенадцати крылатых ракет Х-55. Но сложности с обеспечением приемлемой центровки, а также большой объем необходимых доработок заставили отказаться от этого варианта. Было решено разместить на самолете только одну МКУ-6-5 на шесть ракет. Этот проект послужил базой для нового самолета Ту-95МС с одной установкой МКУ-6-5 и дополнительными ракетами Х-55 под крылом.
Переоборудование первого самолета Ту-142МК в Ту-95МС было закончено в сентябре 1979 г. В его грузоотсе-ке установили одну роторную МКУ-6-5У (вес пустой установки 1550 кг). Первый полет опытный самолет Ту-95МС совершил в сентябре 1979 г., а через два года Ту-95МС был запущен в серию. Официально самолет Ту-95МС с ракетой Х-55 был принят на вооружение 31 декабря 1983 г.
На вооружение наших ВВС поступили 2 типа носителей ракет Х-55: Ту-95МС-6 с шестью ракетами на МКУ-6-5У и Ту-95МС-16 с шестью ракетами на МКУ-6-5У и десятью ракетами на внешней подвеске. Две катапультные установки, несущие по 3 ракеты, размещались на ближних к фюзеляжу крыльевых пилонах, еще 2 установки, на 2 ракеты каждая, крепились к внешним пилонам. Согласно договору ОСВ-2, ограничивающему общее количество ядерных боеголовок на всех видах носителей, все под-крыльевые катапультные установки на Ту-95МС-16 были демонтированы.
Кстати, наши <юмористы> для внешнего употребления придумали для Х-55 псевдоним <РКВ-500А>.
На базе ракеты Х-55 в МКБ <Радуга> была создана ее модификация Х-55СМ. Основное отличие Х-55СМ от базовой модели - дополнительные топливные баки, размещенные симметрично по обе стороны фюзеляжа. Стартовый вес ракеты увеличился до 1,5-1,7 т, максимальный диаметр фюзеляжа - до 0,77 м. Дальность стрельбы возросла с 2500 до 3000 км. Остальные данные близки к базовой модели.
В 1987 г. начали поступать в эксплуатацию бомбардировщики Ту-160 с ракетами Х-55СМ. На каждом Ту-160 размещалось по 12 ракет Х-55СМ на двух пусковых устройствах МКУ-6-5У. Кроме того, ракеты Х-55СМ могут нести и бомбардировщики Ту-95МС-16.

В середине 1980-х гг. в МКБ <Радуга> на базе Х-55 была создана крылатая ракета, оснащенная обычной боевой частью (фугасной или кассетной). На выставке МАКС-93 эта ракета экспонировалась под индексом Х-65.
Ракета Х-65 может применяться как со стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, так и с истребителей-бомбардировщиков, соответственно с роторных пусковых устройств типа МКУ-6-5 или ординарных балочных пусковых устройств. Пуск Х-65 может производиться с высоты до 12 км при скорости самолета-носителя 540-1050 км/ч.
Система управления Х-65 инерциальная с коррекцией по рельефу местности.
Длина ракеты Х-65 - 6,04 м, максимальный диаметр фюзеляжа 0,514 м, размах крыла 3,1 м. Маршевая скорость полета ракеты около 840 км/ч. Высота полета 40- ПО м. Дальность стрельбы 500-600 км.
Ракета Х-65 проходила испытания с конца 1980-х гг., но данных об ее принятии на вооружение нет.
Для поражения надводных кораблей с эффективной поверхностью рассеивания 300 м2 на базе Х-55 создана противокорабельная ракета Х-65СЭ. По своим характеристикам она отличается от Х-65 лишь дальностью стрельбы (250-280 км) и системой управления. Боевая часть ракеты кумулятивно-фугасная весом 410 кг.
Самолет-носитель (Ту-22МЗ или другой) может осуществить пуск ракеты Х-65СЭ с высоты от 0,1 до 12 км со скоростью 540-1050 км/ч по морской цели, координаты которой известны лишь ориентировочно. Пуск ракеты осуществляется по принципу <выстрелил и забыл>. В заданный район ракета летит на малой высоте, управляясь инерциальной системой наведения. В предполагаемом месте нахождения цели ракета увеличивает высоту полета и начинает барражировать, включив бортовую активную радиолокационную головку самонаведения, пока не захватит цель.
Ракета Х-65СЭ экспонировалась на выставке МАКС-97. Данных о принятии ее на вооружение нет.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz