А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

РАКЕТА Х-20

Единственный советский стратегический бомбардировщик Ту-95, способный достичь Америки и вернуться назад, имел немного шансов прорвать ПВО крупных городов США и произвести бомбометание. Выходом из такого положения являлось создание ракеты <воздух - земля>, которая могла быть запущена до входа в зону действия зенитных ракетных комплексов ПВО 1950-60-х гг.
11 марта 1954 г. вышло Постановление СМ о разработке комплекса К-20 в составе самолета Ту-95К и крылатой ракеты Х-20. Любопытно появление цифры 20 в названии комплекса. Дело в том, что первоначально планировалось принять на вооружение бомбардировщик <95> под названием Ту-20. Однако в ходе разработки самолета была выпущена такая масса документации с индексом <95>, что военные решили сохранить в названии самолета индекс ОКБ. А цифра 20 из индекса Ту-20 сохранилась лишь в названии ракеты и системы управления. Кстати, до Запада дошли какие-то обрывки информации, и там долгое время Ту-95 называли Ту-20.
Эскизный проект Ту-95К был подписан Туполевым 26 октября 1954 г. Через год военные согласовали макет ракетоносца. По сравнению с бомбардировочным вариантом в самолет внесли следующие изменения: в носовой части расположили 2-антенную РЛС <ЯД> для поиска цели и наведения на нее ракеты, в грузоотсске разместили балочный держатель БД-206 для подвески ракеты в полу-утоплепном положении и ее пуска, изменили конфигурацию фюзеляжных топливных баков и ввели дополнительный бак для питания силовой установки Х-20. Во время полета держатель вместе с ракетой находился в поднятом положении, а носовая часть ракеты Х-20 закрывалась обтекателем. Перед пуском держатель с ракетой опускался, запускался двигатель Х-20, ракета сбрасывалась и уходила к цели.
Для проведения испытаний Х-20 с 1 марта по 31 октября 1955 г. были переделаны в Ту-95К два строившихся бомбардировщика Ту-95. 1 января 1956 г. одна машина совершила первый полет. Летом того же года была готова и вторая машина.
Разработка ракеты Х-20 велась в ОКБ-155 (г. Москва) под руководством М. И. Гуревича. Систему управления разрабатывало КБ-1 под руководством В. М. Шабанова.
Система управления Х-20 была комбинированная. Согласно проекту пуск ракеты производился на удалении 800 км от цели с высоты 9-12 км. После отделения ракета просаживалась вниз на 300-400 м, а затем начинала \ набор высоты, проходя вперед носителя.
На 4-й минуте полета начинался участок радиоуправляемого полета. Х-20 наводилась по радиокомандам с самолета. На 6-7-й минуте полета ракета достигала высоты 15 км и далее летела горизонтально по данным барометрического высотомера.
Самолет-носитель летел в сторону цели вслед за ракетой. На дистанции около 450 км РЛС носителя обнаруживала цель (обычно крупный город). Оператор определял положение самолета и ракеты относительно цели и соответственно передавал команды системе управления ракеты. Участок радиоуправления заканчивался, когда ракета находилась на расстоянии около 70 км от цели. В это время Ту-95К находился на расстоянии 270-360 км от цели. Далее ракета управлялась автопилотом <ЯК>, а самолет разворачивался и уходил от цели. По истечении отрезка времени, заданного оператором Ту-95К при отключении радиоуправления, ракета переходила в пикирование под углом к горизонту. На заранее заданной высоте производился взрыв атомной или водородной бомбы.
Внешне ракета Х-20 была похожа на истребитель МиГ-19. Аэродинамическая схема нормальная самолетная. Длина ракеты 14,95 м, максимальный диаметр корпуса 1,8 м, размах крыла 9,15-9,4 м. Стартовый вес ракеты 11,6-11,8 т. На ракете был установлен турбореактивный двигатель АЛ-7ФК.
Первый пуск ракеты Х-20 был произведен 17 марта 1958 г. с высоты 12,5 км. Из-за повышенного расхода топлива ракета до цели не долетела. После четвертого пуска Х-20, проведенного 29 июля 1958 г. было решено перейти к этапу государственных испытаний.
К этому времени для Х-20 был разработан новый термоядерный заряд, а в конструкцию ракеты внесены некоторые изменения. Новая модификация получила индекс Х-20М. Высота полета Х-20М была доведена до 20 км.
Государственные испытания начались 5 октября 1958 г. с ракетой Х-20, а закончились 1 ноября 1959 г. с ракетой Х-20М. Всего в ходе государственных испытаний было запущено 16 ракет.
В 1958-1961 гг. на заводе № 18 было выпущено 47 ракетоносцев Ту-95К и еще 28 - в варианте Ту-95КД. (Ту-95КД - самолет-носитель ракет Х-20М, оснащенный устройством дозаправки в воздухе.)
Первыми самолетами Ту-95К оснастили 1006-й и 1226-й тяжелые бомбардировочные авиаполки. С января по октябрь 1962 г. было выполнено 19 пусков ракет Х-20, из них 15 успешных.
Увеличение дальности действия американских перехватчиков ПВО и введение в строй ЗРК <Бомарк> с дальностью действия 420 км, а затем <Супер Бомарк> с дальностью действия 710 км резко уменьшило вероятность подхода к цели ракетоносца Ту-95. Одновременно в СССР начали поступать на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты Р-7А, Р-9, Р-16 и др. Интересно, что стоимость Ту-95К с ракетой Х-20М составляла 40 % стоимости самой дорогой ракеты Р-7А.
В связи с этим руководство ВВС и Госкомитета по авиационной технике решило выяснить возможность использования Х-20М против авианосных соединений. С 15 августа по 10 октября 1960 г. были проведены экспериментальные пуски ракет Х-20М по ордеру кораблей (роль авианосцев <играли> 2 крейсера пр. 68бис). Поиск целей и пуск ракет производились с высот до 10 км, но и такая высота обеспечила обнаружение ордера с дистанции 400 км. Пуски производились по середине ордера. Но для безопасности кораблей в систему управления X-20М были внесены поправки, обеспечивающие плавный перелет 15 км по отношению к цели. Пуски производились на дистанции около 350 км.
Из трех пусков два оказались неудачными, а один - частично удачным. В первом пуске ракета была подорвана с перелетом около 4 км и отклонением влево на 8,5 км относительно условленной точки, в которую она должна была попасть.
Во втором пуске ракета из-за отказа аппаратуры <ЯР> прошла над ордером и пролетела еще 300 км до того, как была подорвана по радиокоманде. В третьем пуске также отказала аппаратура <ЯР>, и он закончился неудачно.
Эти испытания показали, что вероятность потопления авианосца ракетой Х-20М даже с термоядерным зарядом (до 3 мТ) невелика. При такой меткости стрельбы обеспечивается потопление максимум двух - трех кораблей ордера, что же касается авианосца, то в самом лучшем случае он становится небоеспособным (по крайней мере на несколько часов).

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz