А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА К-10С

Разработка крылатой ракеты К-10С была начата по Постановлению СМ от 3 февраля 1955 г.
Сама ракета разрабатывалась в ОКБ-155 (г. Москва) и ее филиале ОКБ-155-2 в г. Дубне. Главные конструкторы М. И. Гуревич и А. Я. Березняк. Систему управления разрабатывало КБ-1, главный конструктор С. Ф. Матвеевский.
Ракета КС-ЮС предназначалась для поражения крупных надводных кораблей водоизмещением от 8000 тонн. Комплекс КС-ЮС включал в себя самолет-носитель Ту-16К-10, крылатую ракету К-10 и систему наведения на базе бортовой РЛС <ЕН>. При этом в носовой части фюзеляжа Ту-16 устанавливалась антенна станции обнаружения и сопровождения цели, под кабиной экипажа - антенна наведения ракеты, а в бомбоотсске - ее балочный держатель и гермокабина оператора системы <ЕН>. Ракета К-10 находилась в полуутопленном положении, а перед запуском двигателя и отцепкой опускалась вниз. Опытный образец Ту-16К-10 был выпущен в 1958 г., спустя год началось его серийное производство.
Самолет-снаряд представлял собой свободнонесущий среднеплан со стреловидным крылом и оперением. Крыло имело угол стреловидности 55°. Для удобства транспортировки самолета-снаряда консоли крыла складывались вертикально вверх. Горизонтальное оперение было цельноповоротным и состояло из двух консолей. Угол стреловидности стабилизатора по передней кромке 55°. Вертикальное оперение состояло из киля и руля поворота. Киль собирался из двух электронных литых панелей, угол стреловидности киля 55-30°. Руль поворота тоже был изготовлен из электрона. Для удобства подвески самолета-снаряда на самолет-носитель киль был сделан складывающимся. Фюзеляж К-10 сигарообразной формы, круглого сечения. В головном отсеке размещена аппаратура самонаведения. Отсек был загерметизирован и имел тепловую изоляцию. Во втором отсеке размещен кумулятивный или специальный заряд. Ракета К-10 оснащалась фугасно-кумулятивными боеголовками ФК-10 или ФК-1М, причем ФК-1М предназначалась для действия по подводной части крупных кораблей. Обе боевые части спроектированы в НИИ-6 ГКОТ. Третий отсек - силовой, с топливным керосиновым баком стальной конструкции. На К-10С был установлен турбореактивный двигатель М-9ФК, являющийся модификацией двигателя РД-9Б.
Длина ракеты составляла около 10 м, максимальный диаметр корпуса 920 мм. Размах крыла 4180 мм. Стартовый вес ракеты 4533 кг, вес боевой части около 940 кг.
Высота пуска ракеты от 5 до 11 км, высота полета ракеты 0,5 - 8 км. Дальность стрельбы от 110 до 325 км. Максимальная скорость ракеты 2030 км/ч. Наведение на марше радиокомандное, за 15-20 км до цели включалась бортовая радиолокационная головка самонаведения ракеты.
Первый пуск ракеты К-10С с упрощенной системой управления был произведен 28 мая 1958 г. на полигоне во Владимировке.
Ракетный комплекс К-10 был принят на вооружение в 1960 г. Первый пуск серийных ракет был произведен экипажем авиации Северного флота в июне 1960 г. на полигоне № 77 у порта Шевченко на Каспийском море. Пуски выполнялись по танкеру <Чкалов>. Отцепка ракет производилась на высоте 10-10,5 км на удалении от цели 170- 175 км. Из пяти пусков четыре оказались успешными.
В 1960-1962 гг. ракетный комплекс К-10 поступил на вооружение семи авиационных полков. В 1960 г. было произведено 79 учебных пусков ракет К-10С, в 1961 г. - 126 и в 1962 г. - 147 пусков.
22 августа 1962 г. в ходе учений <Шквал> на Северном флоте с самолета Ту-16К-Ю была запущена ракета К-10С со спецзарядом (т. е. с ядерной боеголовкой). Взрыв произошел на полигоне Новая Земля.
2 июля 1958 г. вышло Постановление СМ о разработке самолета-носителя ракет К-10С на базе бомбардировщика Ту-95К. Самолет должен был нести четыре ракеты. Однако из-за снижения летных характеристик Ту-95К работы были прекращены.
В 1960-1966 г. было создано несколько модификаций ракет К-10С: К-10П, К-ЮМ, К-10СН и К-10СД. Высота пуска ракет была снижена вначале с 5000 до 1500 м, а затем до 600 м. На 100 км увеличена дальность пуска, улучшена помехозащищенность системы управления.
На базе ракеты К-10 был создан постановщик помех К-ЮПП, который успешно использовался на учениях Северного флота в мае 1981 г.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz