А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

ЯПОНСКИЙ САМОЛЕТ-СНАРЯД "ОКА"

Японский самолет-снаряд <Ока> был единственным в мире боевым управляемым снарядом <воздух - земля>, у которого в качестве системы управления использовался человек-смертник.
Самолет-снаряд <Ока> модель 11 (<Цветок вишни>) имел нормальную самолетную аэродинамическую схему. Длина его составляла 6,1 м, высота 1,15 м, размах крыла 5,12 м. Стартовый вес 2140 кг. В кабине устанавливались кресло пилота и 2 броневых листа толщиной 6 мм для защиты летчика сзади и снизу.
Боевая часть весом 1200 кг была размещена в передней части снаряда перед кабиной и содержала 450 кг тринитроанизола. Взрыватель контактный.
В хвостовой части фюзеляжа находилась двигательная установка. Первоначально намечалось использовать ЖРД, чтобы достичь максимальной дальности, но из-за отсутствия собственных эффективных двигателей и сложностей в освоении германских было решено использовать связку из трех твердотопливных двигателей <Тип 4-1> модель 20 с общей тягой около 800 кг, которая развивалась в течение 8-10 с. Два таких же двигателя, только с отклоненными соплами, могли подвешиваться под крыльями.
Шасси для боевого варианта не предусматривались, а во время испытаний использовались посадочная лыжа и предохранительные дуги на крыльях.
Самолетом-носителем для самолета-снаряда <Ока> был переоборудованный бомбардировщик G4M2e модель 24J (американское обозначение ). Грузоподъемность бомбардировщика составляла 1000 кг, а стартовый вес <Оки> - 1400 кг. Поэтому доработка бомбардировщика заключалась в максимальном его облегчении: с него снималось все лишнее оборудование, уменьшался запас топлива. Створки бомбоотсека снимались, а сам бомбоотсек удлинялся, чтобы в него можно было в полуутопленном положении поместить снаряд. В результате переоборудованный бомбардировщик имел большую длину разбега, плохую маневренность и управляемость.
Первые летные испытания были проведены 23 октября 1944 г. на аэродроме в Сагами. Полет проводился без включения двигателей. А месяц спустя, на аэродроме в Касима, был проведен первый полет с включенными двигателями. На испытаниях самолет-снаряд <Ока> в горизонтальном полете на высоте 3500 м показал скорость <под двигателем> 462 км/ч, что было значительно меньше проектной (800-900 км/ч).
При проектировании снаряда <Ока> его сброс с самолета-носителя предполагался на высоте 6-8 км на дальность 40-80 км от цели. <Ока> на первом участке двигался в режиме планирования. На середине дистанции летчик включал двигатели и разгонял снаряд, на дистанции около 5 км от цели - переводил снаряд в пикирование ~~- под углом до 50°.
Как уже говорилось, реальная скорость и дальность <Оки> модель 11 оказались меньше расчетной. А цель летчику снаряда, почти не имевшему возможности маневрировать, было достаточно трудно найти. Поэтому в боевых условиях самолеты-носители производили сброс <Оки> после визуального обнаружения кораблей противника, т. е. на дистанции 20-30 км. После сброса пилот сразу включал двигатели и шел на цель.
Перед запуском <Оки> самолет-носитель вынужден был лететь на постоянной высоте, неизменным курсом и на небольшой скорости. Это был очень удобный момент пилотами американских истребителей для перехвата японских бомбардировщиков. Поэтому потери были большие.
Первое боевое применение <Оки> произошло во время боев за Окинаву. Утром 21 марта 1945 г. японский самолет-разведчик обнаружил к югу от Кюсю 3 американских авианосца. Японское командование решило использовать новое оружие. Для атаки 16 бомбардировщиков были вооружены самолетами-снарядами <Ока>, а 2 - обычными бомбами. Бомбардировщики прикрывали 30 истребителей. На подходе к цели в 14 ч эта авиагруппа была атакована 50 палубными истребителями <Хэлкэт>. Все японские бомбардировщики были сбиты, не успев запустить самолеты-снаряды. Также были сбиты 15 истребителей прикрытия. Так неудачно закончилась первая атака.
В следующий раз снаряды <Ока> были применены в ходе боев за Окинаву. 1 апреля 1945 г. с базы Каноя вылетело 3 бомбардировщика с подвешенными снарядами <Ока> и 3 истребителя <Зеро>. Японцам удалось повредить американский линкор <Уэст Вирджиния> и транспорт <Альпине>. После боя уцелел только 1 японский бомбардировщик.
12 апреля 1945 г. 9 самолетов-носителей со снарядами <Ока>, 80 самолетов-камикадзе и 100 истребителей прикрытия атаковали американские корабли. После завершения операции японцы заявили о потоплении трех линкоров, но после войны выяснилось, что снарядами <Ока> модель 11 был потоплен лишь эсминец <Маннерт Л.Абаль> и поврежден эсминец <Стенли>.
14 апреля была предпринята еще одна атака семи самолетов-снарядов <Ока>. В результате был поврежден американский эсминец <Сиглсби>, впрочем, он мог быть поврежден и другим самолетом-камикадзе.
16 апреля 6 снарядов <Ока> предприняли очередную атаку, в результате которой японцы заявили о потоплении одного линкора. В последующих атаках 28 апреля, 4 мая, 11 мая и 22 июня было использовано 4, 7, 4 и 6 снарядов <Ока> соответственно. По японским данным потери США составили авианосец, линкор и крейсер. На самом деле эти корабли не погибли.
На Окинаву было доставлено около 300 снарядов <Ока>, но большая их часть погибла на земле под бомбежками американцев. Удалось запустить лишь несколько штук.
Первое применение снарядов <Ока> планировалось раньше - на Филиппинах, но авианосец <Синано>, который должен был доставить туда 50 снарядов <Ока>, был потоплен, не успев вступить в строй.
Американское командование, постоянно насаждавшее в войсках ненависть и презрение к врагу, изменило название снаряда <Ока> и дало ему другое - <Бака>, что по-японски означает <придурок> или <сумасшедший>.

Низкую эффективность самолета-снаряда <Ока> модель 11 японское военное руководство отнесло в первую очередь к малой дальности действия снаряда. Поэтому в 1945 г. был создан новый образец <Ока> модель 22, который был оснащен комбинированной реактивной установкой.
Эта установка состояла из 4-цилиндрового поршневого двигателя воздушного охлаждения фирмы <Хитачи> GK4A Хатсуказэ 11 мощностью 110л. с., который приводил во вращение центробежный компрессор реактивного двигателя Tsu 11. Силовая установка обеспечивала тягу 200 кг. Топливом для обоих двигателей служил бензин, емкость бензобаков 290 л. Кроме того, под фюзеляжем можно было установить еще 2 твердотопливных реактивных двигателя Тип 4-1 модель 20 с общей тягой 540 кг, которая развивалась в течение 8-10 с. Воздух для работы двигателей и их охлаждения подавался от двух воздухозаборников, расположенных по бортам фюзеляжа. Выхлопные патрубки от поршневого мотора выводились вниз, а сопло реактивного двигателя - назад. Между соплом и обшивкой фюзеляжа был кольцевой зазор, который обеспечивал проход части воздуха для охлаждения камеры сгорания и сопла. Деревянные части стабилизатора в районе двигателя защищались металлической пластиной и асбестом. По расчетам, данная силовая установка должна была обеспечить крейсерскую скорость 427 км/ч и дальность полета 160 км.
Стартовый вес самолета-снаряда <Ока> модель 22 составлял 1600 кг, вес боевой части 600 кг. Длина снаряда 6,88 м, высота 1,16 м, размах крыла 4,12 м.
В ходе испытаний <Ока-22> было проведено только 2 полета (последний 12 августа 1945 г.). Оба закончились катастрофой. Всего к 15 сентября 1945 г. было закончено изготовление 35 снарядов <Ока-22>.
Американские специалисты, как правило, дают крайне низкую оценку эффективности японского <придурка>. Естественно, ту же позицию разделяют и наши авторы, берущие материалы из переводных американских статей. Но отметим, что все самолеты-носители ракет <воздух - корабль> 1940-50-х гг. были крайне уязвимы от атак вражеских истребителей.
Можно подойти к проблеме с другой стороны. Еще 1 августа 1945 г. американское командование планировало закончить войну не ранее 1947 г., а вторжение на японские острова произвести в 1946 г. И это при огромном перевесе в кораблях, самолетах и танках. Почему? Япония капитулировала не потому, что убоялась взрыва пары ядерных бомб, которые не принесли абсолютно никакого ущерба ее военному потенциалу. Кстати, на момент капитуляции у американцев готовилась к использованию в ближайшие месяцы лишь 1 ядерная бомба. Исход войны с Японией решило массированное наступление советской армии в августе 1945 г.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz