А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

РАКЕТА HS-293

Проект телеуправляемой планирующей бомбы Hs-293 был разработан в 1939 г. профессором Вагнером. Серийно она производилась на заводах фирмы <Хеншель>.
Планирующая бомба была создана по нормальной самолетной аэродинамической схеме. В средней части бомбы крепились плоские крылья с элеронами, хвостовое оперение - неподвижный вертикальный стабилизатор внизу и высокорасположенный горизонтальный стабилизатор с рулем высоты площадью 1600 см2.
В ходе испытаний, начатых в мае 1940 г., выяснилось, что сброшенная бомба начинала быстро отставать от самолета-носителя, и наблюдение за ней оператором-наводчиком становилось затруднительным. В связи с этим было решено оснастить планирующую бомбу подвесным ЖРД
Первые 2 серийные модификации Hs-293A и Hs-293B имели длину 3,58 м, максимальный диаметр корпуса 480 мм, размах крыльев 2,9 м. Вес ракеты 902 кг.
Внизу в подвесном контейнере помещался ЖРД системы Вальтера <109-507> с тягой 590 кг. Время работы двигателя около 10 с. Максимальная скорость ракеты около 600 км/ч.
Ракета сбрасывалась с самолета на высоте от 400 до 2000 м при скорости около 320 км/ч. В момент окончания работы двигателя скорость ракеты составляла 170- 200 м/с (612-720 км/ч). Дальность планирования 3,5-18 км. Точность попадания - 50 % ракет в пределах квадрата 5 х 5 м при дальности планирования 12 км.
Поскольку время планирования у Hs-293 в 5-7 раз превосходило время полета с работающим ЖРД, немцы назвали систему <ракетной планирующей бомбой> или просто планирующей бомбой. Так как Hs-293 наиболее эффективно действовала по морским целям, в советской документации конца 1940-х гг. Hs-293 фигурировала как <реактивная авиационная торпеда>.
Наведение Hs-293 осуществлялось с борта самолета-носителя методом <трех точек>. В ракетах Hs-293A связь самолета и ракеты производилась по радио. На самолете была установлена передающая аппаратура <КеЫ>, а на ракете - приемная аппаратура . Бортовая сеть Hs-293 питалась от аккумулятора.
У Hs-293B управление осуществлялось по проводам. Катушки с проводами устанавливались на консолях крыла. В катушке на самолете-носителе находилось 12 км кабеля, на ракете - 18 км. То есть, общая длина 30 км.
Одним из главных недостатков визуального сопровождения была зависимость от атмосферных условий. Поэтому на модификациях Hs-293D была установлена телевизионная система. Однако в боевых действиях Hs-293D не применялись.
Ракета Hs-293 предназначалась, прежде всего для поражения небронированных кораблей и кораблей с тонкой броней.
Первая успешная атака Hs-293 по морским целям состоялась 27 августа 1943 г., когда германские бомбардировщики атаковали в Бискайском заливе группу противолодочных кораблей. Английский шлюп <Эгрет> взорвался и затонул от попадания Hs-293, а канадский эсминец <Этабаскан> был серьезно поврежден.
В 1944-1945 гг. немецкие самолеты израсходовали в боевых действиях около 2300 ракет Hs-293. В качестве самолетов-носителей обычно использовали бомбардировщики Хе-111, Хе-177, Do-217 и <Фокке-Вульф 200>.

Часть готовых ракет Hs-293 была захвачена в 1945 г. советскими войсками.
С 1947 г. доработкой Hs-293 занималось КБ-2 Минсель-хозмаша. Не удивляйтесь, наши любители секретов на всякий случай причислили ракеты к сельскохозяйственной технике.
В 1948 г. при участии специалистов КБ-2 были проведены летные испытания Hs-293. В качестве носителя был переоборудован самолет Ту-2Д.
Пуски Hs-293 проводились с радиокомандными системами наведения немецкой и советской <Печора>. Из 24 запущенных Hs-293 с радиокомандными системами наведения в цель попали только 3. По результатам испытаний Hs-293 было решено отказаться от запуска этой ракеты в серийное производство, которое планировалось начать на заводе № 272 в г. Ленинграде

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz