А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
ПЛАНИРУЮЩАЯ БОМБА "ФРИЦ-Х" (SD-1400X)
Проектирование планирующей бомбы <Фриц-х> было начато в 1938 г. в Германской авиационном экспериментальном институте под руководством доктора М. Крамера.
Вследствие того, что на бомбах системы Крамера крылья устанавливались не крестообразно, а Х-образно, они получили название Х-1, Х-2 и т. д. Эти разработки привели к созданию телеуправляемой планирующей бомбы SD-1400X (<Фриц-х>), которую с 1941 г. стала выпускать фирма <Рейнметалл-Борзиг>. Хвостовая часть бомбы из легкого металла со смонтированной в ней радиоприемной частью системы управления изготовлялась <Обществом электрических установок> (GEA).
Серийная бомба SD-1400X имела длину 3,2 м, максимальный диаметр корпуса 700 мм, размах крыла около 1,6 м. Вес бомбы 1400 кг, из них 270 кг взрывчатого вещества. Бомба сбрасывалась с самолета-носителя на высоте от 4 до 7 км. Максимальная скорость падения бомбы - около 280 м/с.
Точность попадания по германским данным - 50 % бомб в квадрат 5 на 5 м. По мнению автора, эта величина сильно завышена.
Основным назначением бомбы <Фриц-х> являлось поражение крупных кораблей, включая линкоры и крейсера
Наведение бомбы производилось методом оптического накрытия (совмещения), т. е. после сброса бомбы ее траектория свободного падения лишь корректировалась, чтобы в прицеле постоянно происходило совмещение бомбы и цели. Для удобства наведения скорость самолета приходилось постепенно снижать, до тех пор, пока бомба не поразит цель. В качестве управляющих органов бомбы использовались интерцепторы, установленные в хвостовом оперении и приводившиеся в дейст-вие сдвоенными электромагнитами. Управление осуществлялось по радио или по проводам. Бортовые катушки с проводом длиной 8 км крепились по обеим сторонам бомбы на концевых шайбах хвостового оперения.
Войсковые испытания бомбы <Фриц-х> были проведены весной 1942 г. на полигоне <Юг> в Фодже.
Бомба <Фриц-х> вошла в военно-морскую историю 9 сентября 1943 года. В этот день итальянская эскадра во главе с линкором <Рома> шла из Специи на Мальту с целью перейти на сторону англо-американцев. В 15 ч. 33 мин итальянская эскадра, находившаяся у берегов Сардинии, была внезапно атакована с высоты 4-5 км при ясной солнечной погоде одиннадцатью немецкими бомбардировщиками Do-217, базировавшимися на аэродроме в Южной Франции. Самолеты несли планирующие бомбы SD-1400X. Итальянцы приняли Do-217 за самолеты союзников. Впрочем, если бы это были и немецкие самолеты, то бомбардировка обычными бомбами с такой высоты кораблей, идущих полным ходом, практически не имела шансов на успех.
В 15 ч 41 мин первая бомба SD-1400X попала в палубу линкора <Рома> под углом от нормали около 15° в одном метре от среза правого борта между башнями № 9, 11 артиллерийских установок калибра 90 мм. Пробив броневые палубы толщиной 45 мм и 112 мм, ряд переборок и конструктивную подводную защиту на днище, она взорвалась под кораблем в районе котельных отделений № 7, 8. Такой результат можно объяснить техническим разбросом времени замедления взрывателя. Были повреждены взрывом и затоплены котельные отделения № 5, 6, 7 и 8, кормовое машинное отделение и смежные с ним помещения. Вышли из строя 90-мм артиллерийские установки № 7, 9, 11 (правый борт) и № 2, 4, 6 (левый борт), а также система управления стрельбой артиллерии среднего калибра. На некоторое время в кормовой части корабля прекратилась подача электроэнергии, однако положение быстро было исправлено переключением электрогенераторов. Появившийся крен уменьшили до 2° путем контрзатопления соответствующих помещений для спрямления корабля. По команде с центрального поста управления затопили также погреб кормовой башни главного калибра, в котором резко повысилась температура. Последствия взрыва первой бомбы устранили, и <Рома> сохранил боеспособность с несколько уменьшившимися запасами плавучести и остойчивости.
Катастрофа разразилась после второго попадания. В 15 ч 51 мин управляемая бомба поразила под углом, близким к нормали, палубу полубака линкора между второй башней главного калибра и носовой 152-мм башней левого борта. Бомба пробила броневые палубы толщиной 45 мм и 162 мм и взорвалась в нижней средней части носового машинного отделения, разрушив броневую защиту погреба артиллерийского боезапаса калибра 152 мм, который сдетонировал. Этот взрыв вызвал, в свою очередь, детонацию погребов боезапаса ,башен главного калибра № 1 и 2. (Всего около 700 т боезапасов.) Очевидцы наблюдали подброшенную взрывом вверх и вращающуюся в воздухе башню главного калибра весом 1400 т. Корабль потерял ход, полностью прекратилась подача электроэнергии, район носового машинного отделения и погребов был затоплен, возник сильный пожар. Над носовой частью линкора поднялся столб черного дыма на высоту нескольких сот метров. Корабль получил дифферент на нос и стал медленно погружаться. Несмотря на все усилия команды по борьбе за живучесть, в 16 ч 18 мин <Рома> переломился и затонул. Вместе с линкором погибло 1253 члена экипажа.
11 сентября Do-217 повредили бомбами SD-1400X два американских крейсера - <Филадельфия> и <Савана> и английский крейсер <Уганда>.
Теоретически массированное применение управляемого оружия могло парализовать флот союзников у берегов Италии. Но у немцев было всего несколько бомбардировщиков, оснащенных SD-1400X, а корабли союзников действовали исключительно под мощным прикрытием истребителей.
В апреле 1944 г. немцы применяли SD-1400X на Восточном фронте для разрушения мостов и переправ через реку Одер.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI