А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАЦИОННЫХ РАКЕТ

Авиационные ракеты оснащаются тремя типами систем управления:
- системами самонаведения;
- системами телеуправления;
- автономными системами управления.
Система самонаведения работает на принципе обнаружения какого-либо излучения цели (например, электромагнитного, теплового и т. д.) или отраженного от нее излучения. Специальное устройство - головка самонаведения - обнаруживает излучение, создаваемое или отражаемое целью, и по нему наводит ракету на цель. Различают пассивное, активное и полуактивное самонаведение и соответственно пассивные, активные и полуактивные системы самонаведения.
При пассивном наведении ракета наводится по излучению, издаваемому самой целью, как, например, по электромагнитному излучению работающих РЛС или инфракрасному излучению сопла реактивного двигателя.
В активной системе ракета облучает цель и наводится по отраженному от цели излучению.
В полуактивной системе облучение цели (подсветка лазером) производится с самолета-носителя, корабля или наземного пункта целеуказания.
Системы телеуправления авиационных ракет делятся на 2 группы:
- командные системы;
- системы наведения по лучу радиолокатора.
В первом случае управление ракетой осуществляется с помощью находящейся на ее борту аппаратуры по командам, подаваемым с самолета-носителя.
Систему самонаведения ракеты по лучу радиолокатора иногда считают частным видом командного наведения. Различие состоит лишь в том, что с самолета на ракету посылаются не команды, а узкий радиолуч, указывающий ей направление движения.
От самонаведения наведение по лучу радиолокатора отличается тем, что сама ракета хотя и управляется, но движется по лучу <слепо>, независимо от того, имеется цель в пространстве или нет. При самонаведении ракета <видит> цель, следит за ней.
Автономные системы наведения предусматривают размещение всех средств управления на самой ракете, т. е. в процессе наведения ракета не связана ни с самолетом-носителем, ни с целью.
Обычно автономная система наведения представляет собой инерциальную систему наведения. Она может оснащаться системами астрокоррекции и коррекции положения ракеты по наземным ориентирам.
Для управления полетом управляемых ракет обычно используются аэродинамические рули, реже - газовые рули, расположенные в сопле двигателя или интерцеп-торы. Интерцепторы - это плоские пластины, обеспечивающие срыв потока воздуха, которые устанавливаются на крыльях или на хвостовом оперении ракеты и приводятся в движение сдвоенными электромагнитами.

В авиационных управляемых ракетах применяются несколько аэродинамических схем, которые принято различать по взаимному расположению крыла и рулей на корпусе ракеты:
1. Нормальная схема - рули 2 (рис. 91) расположены позади крыла 1.
2. Обратная схема, или <утка>, - рули 2 (рис. 91) расположены впереди крыла 1.
3. Элевонная схема - рули 2 (рис. 91), называемые эле-вонами, установлены на задних кромках консолей крыла 1, а спереди расположен дестабилизатор 3.
4. Схема с поворотным крылом - подвижные аэродинамические поверхности 4 (рис. 91) создают основную часть управляющей силы и называются поворотным крылом, а в хвостовой части ракеты установлены неподвижные аэродинамические поверхности 5, называемые стабилизаторами

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz