А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ С ПУШКОЙ АМ-23 НА САМОЛЕТАХ ТУ-16, ТУ-95

На первом советском стратегическом реактивном бомбардировщике ТУ-16 было установлено семь 23-мм пушек АМ-23 (см. табл. 3). Из них одна была установлена неподвижно в носу самолета, две - в верхней установке ДТ-В7, две - в нижней ДТ-Н7с и две - в кормовой ДК-7. Пушка конструкции Афанасьева-Макарова изготавливалась в Туле на заводе № 535, а пушечные установки - на заводе № 43 МАЛ.
Первые заводские летные испытания оборонительного вооружения были проведены в 1953 - начале 1954 г. и закончились неудачно. В значительной степени это было связано с плохой работой прицельных станций - оптической ПС-48ММ и радиолокационной <Аргон>.

Нижняя установка Ту-16

Новая серия испытаний была проведена с октября 1954 по май 1955 г. Пушечные установки получили новую оптическую прицельную станцию ПС-53 и доработанную <Аргон>. Система управления стрельбой получила новый прицельно-вычислительный блок ПВВ-53В, который мог управлять стрельбой по целям на дальность от 200 до 2000 м (вместо 180 - 1200 м у ПС-48ММ).

Кормовая установка Ту-16

В ходе испытаний было отмечено, что пушечные установки могут поражать противника в задней полусфере на дальности до 2 км в секторе 90° по горизонту и +85° вверх, и +'70° вниз при визуальной видимости истребителей в секторе +35° по горизонту и +35° по вертикали с использованием РЛС <Аргон>.
РЛС <Аргон> обнаруживала не только истребители, но и работу радиолокационных прицелов истребителей (например, РП-1) и наводилась на них.
По замечаниям комиссии при прицеливании в задней полусфере в секторах 35° по вертикали и горизонтали даже при условии хорошей видимости предпочтительно использовать <Аргон> вместо оптического прицела.
Но чувствительность <Аргона> имела и свои недостатки. Так, когда РЛС работала в режиме свободного поиска, а Ту-16 пролетал над городом Сталинградом на высоте б- 8 км, станция <захватывала> промышленные объекты.
Пушки АМ-23 были самыми лучшими оборонительными пушками, выполненными по классической схеме, ими был вооружен и следующий бомбардировщик Туполева - Ту-95. Самолеты Ту-95, Ту-95М и Ту-95К-20 были вооружены шестью пушками АМ-23 в трех установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12-С и кормовой ДК-12. (см. табл. 4).
Верхняя установка ДТ-В12 размещалась в средней части самолета вне герметической носовой кабины и служила для кругового обстрела верхней полусферы.
Управление установкой - дистанционное, электрическое, осуществляется в виде основного управления с верхней прицельной станции и в виде вспомогательного управления - с кормовой оптической прицельной станции или от радиолокационной прицельной станции ПРС-1.
В походном положении с целью уменьшения лобового сопротивления верхняя установка опускается в специальную шахту фюзеляжа самолета. Спуск и подъем установки происходит с помощью специального гидравлического устройства, входящего в общую гидросистему самолета. Величина спуска 240 мм. Время подъема установки 3 с, время спуска 5с.
Нижняя установка ДТ-Н12-С монтируется в нижней части фюзеляжа хвостового отсека и предназначена для кругового обстрела нижней полусферы из двух пушек АМ-23.
Управление установкой - дистанционное, электрическое, осуществляется в виде основного управления с бли-стерных прицельных станций и в виде вспомогательного управления:
- с кормовой оптической прицельной станции или
- от радиолокационной прицельной станции ПРС-1.

Нижняя установка ДТ-Н12-С с экраном и обтекателем: 1 - патронный ящик; 2 - пушки АМ-23; 3 - жран; 4 -обтекатель

В отличие от верхней установки, кормовая установка ДК-12 предназначена для защиты самолета от истребителей и ракет со стороны хвоста.
Установка размещена в хвостовой части фюзеляжа самолета за герметичной кабиной стрелков, завершая своим обтекателем аэродинамическую форму фюзеляжа.
Дистанционное электрическое управление кормовой установкой осуществляется: по основному управлению - с кормовой оптической прицельной станции ПС-153К и от радиолокационной прицельной станции ПРС-1; по вспомогательному управлению - с верхней оптической прицельной станции ПС-153ВК и с блистерных оптических прицельных станций ПС-153БП и ПС-153БП.

Кормовая установка ДК-12: 1 - пушки; 2 - верхний силовой кронштейн; 3-6f)oncruiuma; 4 - полусфера съемного обтекателя; 5 - перемычка обтекателя; 6 - нижний обтекатель; 7 - eepxww шторка; 8 - нижняя шторка; 9 -кожух обтекателя; 10 - щитки

Управление стрельбой ведется с помощью прицельно-вычислительного блока ПС-153. В его состав входят четыре прицельные станции ПС-153, радиолокационная прицельная станция ПРС-1 и вспомогательный блок ВБ-153.
На бомбардировщике Ту-95 имеются 4 прицельных поста: верхний, кормовой и два блистерных (левый и правый). Верхний пост оборудован станцией кольцевого типа, имеющей круговое вращение по горизонту, остальные посты - станциями стоечного типа с ограниченными углами поворота. Прицельные станции кольцевого и стоечного типа позволяют определять дальность .на дистанции от 200 до 2000 м.
Радиолокационная прицельная станция ПРС-1 <Аргон> работает в зоне наиболее вероятных атак истребителей: +35° по азимуту и углу наклона. Станция ПРС-1 обнаруживает цель независимо от условий видимости на дальностях до 4000-5000 м при автономной работе или при наводке от оптической прицельной станции.
После захвата цели ПРС-1 осуществляет ее автоматическое сопровождение, вводя исходные данные в автоматы управления воздушной стрельбой (АВС-153) и на пушечные установки. На дистанциях от 200 до 2000 м ПРС-1 выдавала дальность до цели точнее, чем стрелок при работе с оптической прицельной станцией, особенно на больших дальностях. Максимальная погрешность по дальности составляла менее 70 м. Ближе 200 м у ПРС-1 была <мертвая> зона. ПРС-1 могла управлять всеми тремя пушечными установками самолета Ту-95.
С начала 1960-х гг. самолеты Ту-95К-20 , Ту-95РЦ и последующие модификации получили станции <Криптон>, разработанные ЦКБ-111 ГКРЭ.
На самолетах Ту-95К-22 кормовая пушечная установка была заменена аппаратурой радиоэлектронного противодействия.
Экипажи Ту-95МС очень высоко оценивали его оборонительные возможности, считая самолет буквально <несбиваемым>. Бортовой комплекс обороны этого самолета являлся самым совершенным в СССР и по ряду показателей превосходил комплекс американского В-52Н. В отличие от Ту-160, на Ту-95МС были успешно решены проблемы электромагнитной совместимости, и в 1987 г. на специальных испытаниях его электроника блестяще сорвала все попытки атаки самого современного перехватчика МиГ-31. Полет проходил ночью в плохих метеорологических условиях на высоте 8000 м. Летчик МиГа докладывал: <Наблюдаю цель визуально, могу отработать пушкой, тактический пуск произвести невозможно>. Как видим, на Ту-95МС кормовой стрелок вновь приобрел свое прежнее значение.
Боевого применения кормовые установки не имели, но сам факт их наличия удерживал самолеты вероятного противника от <воздушного хулиганства> (опасных сближений, помех при дозаправке в воздухе и т. д.). Кстати, в 1985 г. при дозаправке в воздухе шланг одного из заправщиков оборвался, перехлестнулся через кабину Ту-95 и начал колотить по рулям, грозя катастрофой, тогда по приказу командира большая часть шланга была отстреляна из верхней артустановки.
Увеличение скорострелыюсти и маневренности истребителей в конце 1950 - начале 60-х гг. потребовало существенного увеличения темпа стрельбы авиационных пушек. Возможности авиационных пушек классического типа были исчерпаны, и на смену им пришли пушки новых схем - многоствольные и барабанного типа.
Самая последняя модель - самолет-ракетоносец Ту-95МС (1979 г.) имел только одну пушечную установку.

Кормовая установка УКУ-9К-5 02-11 самолета ТУ-95МС


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz