А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

ПЕРВЫЕ ТУРЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

Первые пулеметы, предназначенные для защиты самолета от нападения в воздухе, устанавливали в 1915- 1916 гг. на простом шкворневом устройстве. Для установки оборонительного вооружения на первых советских разведчиках и бомбардировщиках (Р-1, Р-5, Р-6, ТБ-1, ТБ-3) под руководством В. Ф. Савельева, А. В. Надашке-вича и С. М. Меерсона были разработаны первые советских турельные установки Тур-2, Тур-5, Тур-б. Эти турели располагались на верхней части фюзеляжа самолета, обеспечивали обстрел верхней полусферы и допускали стрельбу с бортов вниз. Основу их составляли два турельных кольца, при этом неподвижное закреплялось на фюзеляже. Стрелок располагался внутри колец, в открытом потоке. На подвижном кольце шарнирно закреплялась дуга, в которой на шкворне устанавливался пулемет Дегтярева - ДА, или их спарка - ДА-2 с магазинным питанием.
Стрелок управлял оружием с помощью мускульной силы. Для облегчения поворота турели по горизонту подвижное кольцо соединялось с пружинным устройством, компенсирующим действие аэродинамического момента. При вертикальном маневре стрелку помогали резиновые шнуры, разгружающие вес дуги с оружием. Однако при такой системе стрелок быстро уставал: резиново- пружинные компенсаторы парировали действие потока воздуха лишь при строго определенной скорости полета.
В начале 1930-х гг. в связи с ростом скоростей полета и появлением высокоскорострелыюго пулемета ШКАС возникла необходимость улучшения конструкции турелей: перехода на непрерывное ленточное питание, защиты стрелкам от воздушного потока прозрачным экраном, совершенствования силовых компенсаторов. Был объявлен конкурс на разработку турели под ШКАС. Победителем конкурса - первой в мире турслыо, осуществлявшей непрерывное ленточное питание высокоскорострельного авиационного пулемета, стала установка Н. Ф. Токарева - Тур-8, принятая на вооружение в 1934 г.

Спаренная турелъная установка двух 7,62 пулеметов Да-2

Конструктор нашел оригинальное решение: дугу турели он заменил замкнутым профилем коробчатого сечения, который стал служить рукавом для подвода патронной ленты от ящика к пулемету и отвода от него пустых звеньев. Особенностью турели была специальная <головка>, в которую закреплялся пулемет. Этот узел оказался настолько рациональным, что в дальнейшем использовался почти на всех установках, имевших пулемет ШКАС.
На смену пружинным компенсаторам ЦАГИ предложил аэродинамические, компенсирующие воздействие воздушного потока на оружие независимо от скорости полета. На верхней задней части экрана закреплялись лопасти, по площади примерно равные выступающему спереди оружию. Помимо этого, большая часть оружия скрывалась самим экраном. Впервые аэродинамические компенсаторы нашли применение в серийном производстве на турелях МВ-3 и МВ-5, разработанных в 1935- 1936 гг. И. В. Веневидовым и Г. М. Можаровским. Эти турели с 1939 г. широко применялись в ВВС, в том чисе в боях 1941-1945 гг. на самолетах СБ, СД-3 и других.
В 1930-х гг. разрабатывались установки под крупнокалиберные пулеметы и пушки. В КБ И. П. Шебанова была создана экранированная турель с аэродинамической компенсацией УТК-1 (под пулемет УБ-12,7). УТК-1 применялась во время Великой отечественной войны на самолетах ДБ-3, Ли-2 и др. В КБ И. И. Торопова было создано семейство установок ВУБ (под пулемет УБ-12,7), получивших широкое распространение во время Великой Отечественной войны. ВУБ-1 и ВУБ-2 являлись основным оборонительным вооружением самолетов Пе-2 и Ту-2. Штурмовик Ил-2, имевший мощное наступательное оружие и вооруженный установкой ВУБ-3, превратился в одну из лучших боевых машин 1941-1945 гг. В установках ВУБ пулемет закреплялся шарнирно в специальной каретке, катавшейся по полукольцу, обеспечивающему большой сектор обстрела задней полусферы. Патронная лента подводилась по гибкому рукаву, стреляные гильзы и пустые звенья ленты собирались в мешок. Аэродинамическая компенсация была использована и в установке под пушку ШВАК (TAT).
Возрастание скорости полета привело к тому, что управлять оружием вручную становилось все труднее, поэтому уже в середине 1930-х гг. конструкторы ЦАГИ стали работать над созданием приводов, сначала ручных (для поворота турели стрелок вращал рукоятку редуктора) , а затем и электрифицированных. Первоначально установки управлялись электроприводом только по горизонту (ЭТУР-8). Последующие конструкции - Тур-10, ТЭТ, ТУМ-5, КЭБ-42, КЭБ-44 -управлялись и по вертикали. Последние три установки, оборудованные под пушки ШВАК, применялись в Великой Отечественной войне (на самолете ТБ-7). Электроприводы этих установок обеспечивали лишь постоянную скорость перемещения оружия и осуществляли только грубую переброску подвижной части. Точная же наводка оружия на цель производилась стрелком вручную.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz