А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

<ЛИНКОРЫ> В НЕБЕ ВЬЕТНАМА

В ходе вьетнамской войны ВВС США достаточно интенсивно применяли самолеты <Ганшип> (в буквальном переводе - <пушечный корабль>). Особенностью этих самолетов было то, что пулеметно-пушсчное вооружение их размещалось в фюзеляже перпендикулярно оси самолета, а стрельба велась только па один борт, чаще всего - на вираже, благодаря чему цель дольше находилась под огнем бортовых установок. При необходимости самолет мог кружить вокруг цели.
Первый <Ганшип> был переоборудован из старого двухмоторного транспортного самолета С-47. На нем были установлены три контейнера SUU-11A с 7,62-мм шестиствольными пулеметами <Миниган>. Два пулемета устанавливались в иллюминаторах левого борта, а третий - в проеме грузовой двери. Все пулеметы были закреплены неподвижно. С левой стороны кабины пилотов размещался прицел, такой же, как на штурмовике А-1 <Скайрейдер>. Кнопка управления оружием смонтирована на штурвале командира. Огонь можно было вести как залпом из всех трех пулеметов, так и индивидуально.
Экипаж <Ганшипа> состоял из командира (он же первый пилот), второго пилота, штурмана, радиста и трех человек, обслуживающих пулеметные установки, в задачу которых входило следить за тем, чтобы не кончились патроны и вовремя пополнять боекомплект.
Вооруженный С-47 получил название АС-47. В начале 1965 г. была сформирована первая эскадрилья АС-47. Для некоторых машин не хватало <Миниганов>, вместо них установили по десять 12,7-мм пулеметов Браунинг.
В 1967 г. началась переделка в <Ганшип> транспортного самолета С-119, получившего название AC-119G.
<Ганшип> АС-119G был вооружен четырьмя <Минига-нами>. В 1968 г. в АС-119G было переоборудовано 26 самолетов С-119.
В 1969 г. во Вьетнам прибыла новая партия из 26 машин АС-119К. Кроме <Миниганов>, в иллюминаторах АС-119К в специальных амбразурах установили две 20-мм шестиствольные пушки <Вулкан>.
Летом 1967 г. начались испытания еще более мощного <Ганшина> АС-130, созданного на базе четырехмоторного транспортного самолета С-130 <Геркулес>. Вооружение АС-130 состояло из четырех модулей MXU-470 с одним <Миниганом> каждый (эти модули были специально разработаны для <Ганшипов>) и четырех 20-мм пушек вулкан>.

Схема размещения вооружения на самолете AC-119K

На самолете АС-130 были установлены система ночного видения, аналоговая бортовая ЭВМ, РЛС (аналогичная устанавливаемой на истребителях F-104) и мощные прожекторы.
Однако такое вооружение получили лишь девять самолетов АС-130А, а на десятом самолете две 20-мм пушки <Вулкан> заменили на две 40-мм зенитные пушки Бо-форс. Кроме того, была демонтирована задняя пара <Миниганов>. Для борьбы с танками несколько АС-130 вооружили 105-мм армейскими гаубицами. Первый АС-130 со 105-мм гаубицей начал боевые действия во Вьетнаме в начале 1972 г.
Данные американской стороны о потерях вьетнамцев в личном составе, грузовиках и танках от действия <Ган-шипов> потрясают, но, увы, не находят подтверждения. Реально эти самолеты могли эффективно действовать лишь против партизан, оснащенных легким стрелковым оружием. Вход в зону действия даже таких относительно старых зенитных орудий, как С-60, обычно кончался плачевно для <Ганшипов>. Применение вьетнамцами ЗРК С-75 и ПЗРК <Стрсла-2> на <тропе Хо Ши Мина> сразу же заставило убраться оттуда самолеты <Ганшин>.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz