А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

СОВЕТСКИЕ ДВУСТВОЛЬНЫЕ ПУШКИ

В 1952 г. конструктор С. М. Кренин спроектировал 23-мм двуствольную пушку под 23-мм патрон ВЯ. Автоматика работала за счет отвода газов. Два ствола имели единую автоматику. В 1955 г. был испытан макетный образец. В 1956 г. работы над пушкой были прекращены.
В 1955 г. главный конструктор НИИ-61 Грязев и начальник отдела этого НИИ Шипунов создали проект 23-мм двуствольной короткой пушки АО-9 под патрон AM-23. На первом опытном образце пушки была принята движковая схема механизма подачи ленты, но она оказалась неудачной, и на втором образце был использован звездчатый привод.
С 1957 г. доработкой пушки стало заниматься ОКБ-575, но заводские испытания проводились в НИИ-61.
В конце 1958 г. пушка АО-9 успешно прошла государственные наземные испытания. В июне 1959 г. состоялись государственные летные испытания четырех пушек АО-9. После чего было принято решение о запуске их в серийное производство на заводе им. Дегтярева под индексом ГШ-23.
Использование двух стволов и безударного досылающего механизма ускорительного типа позволило получить высокую скорострельность как за счет совмещения операций, так и за счет повышения средней скорости до-сылания патрона и экстракции стреляной гильзы. Использование единых механизмов для обслуживания обоих стволов (механизм подачи, механизм отражения, электроспуск, ударный механизм, пироперезарядка, амортизатор и т. д.) позволили создать двуствольную пушку в габаритах и массе одноствольных систем.
Пушка поступила в серийное производство в 1959 г., но ее эксплуатация выявила невысокую живучесть и ряд конструктивных недостатков, в результате чего она официально была принята на вооружение только в 1965 г. Пушки ГШ-23 устанавливались на самолетах МиГ- 21ПФМ, МиГ-21С и всех модификациях, начиная с МиГ-21СМ, МиГ-23, Як-28ПМ, Су-15ТМ (2 х ГШ-23 в СППУ-23), Су-17М (2 х ГШ-23 в СППУ-23), Як-38М (1 х ГШ-23 в СНПУ). Кроме того, ГШ-23 устанавливались по две в кормовых установках самолетов Ту-95МС, Ту-142, Ил-76, Ил-78 и Ту-22М2. Самолет Ту-22МЗ имел одну модифицированную пушку ГШ-23. Вертолет Ми-24 оснащался контейнером УПК-23-250 с пушкой ГШ-23.
30-мм двуствольная пушка АО-10 тоже была разработана в НИИ-61 под руководством Грязева и Шипунова. Подобно АО-9, пушку АО-10 дорабатывало ОКБ-575. Заводские испытания АО-10 были проведены в июле

23-мм авиационная пушка ГШ-23 (ГШ-23Л)

1959 г. в НИИ-61, однако вскоре было принято решение о прекращении работ над ней.
Позже работы по АО-10 (заводской индекс ТКБ-645) возобновились, и она под индексом ГШ-30 была принята на вооружение. 30-мм двуствольная пушка ГШ-30 выпускалась в двух вариантах: ГШ-30 длиной 1,5 м и ГШ- ЗОК длиной 2,4 м.
Данные опытного образца АО-10
Калибр, мм .............................................30
Длина ствола, мм...................................1600
Габариты пушки, мм:
длина ........................................................2100
ширина.....................................................214
высота......................................................198
Вес пушки, кг .........................................87,5
Темп стрельбы, выстр/мин ................до 3500
Начальная скорость снаряда, м/с .....780
(Данные пушек ГШ-23, ГШ-30 и ГШ-ЗОК приведены в табл. 1 в главе <Противотанковые советские одноствольные пушки>.)

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz