А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

СОВЕТСКИЕ РЕВОЛЬВЕРНЫЕ ПУШКИ

В СССР в 1954 г. были начаты макетные испытания 23-мм авиационной пушки револьверного (барабанного) ,типа, разработанной С. В. Владимировым в ОКБ-2 (г. Ковров). А в 1955 г. был изготовлен уже полномасштабный опытный образец системы.
Пушка работала за счет энергии отводимых газов. В барабане находилось 5 патронов (применялись патроны 23-мм пушки ВЯ). Затвор отсутствовал, патрон при выстреле упирался дном своей гильзы в стенку ствольной коробки. В качестве цилиндра перезарядки использовался газовый цилиндр пушки.
Длина автомата, мм 2050 Длина ствола без барабана, мм 1387 Ход подвижных частей, мм 112 Вес пушки, кг ,72 Темп стрельбы на испытаниях, выстр./мин 2050-2150 Вес снаряда, кг  0,47   Начальная скорость, м/с 900
В ходе испытаний опытного образца в 1955 г. было сделано 3672 выстрела и отмечены поломки деталей 23 наименований. Типичные задержки: отскок патрона из патронника барабана, осечки, неэкстракция гильзы, незахват патрона досылателем и неоткат ползуна при перезарядке. Живучесть лейнеров ствола 400-500 выстрелов, а живучесть ствола при своевременной смене лейнеров - 2000 выстрелов.
В 1956 г. предполагалось продолжить испытания пушки, но Владимиров умер, и работы были прекращены.
Первой и единственной принятой на вооружение в СССР авиационной пушкой револьверного типа стала 23-мм пушка Р-23, разработанная в ОКБ-16 под руководством А. А. Рихтера.
Р-23 (заводской индекс 261 П) предназначалась для оборонительного вооружения бомбардировщиков, и ее конструктивная схема обеспечивала минимальное воздействие воздушного потока на стволы башенных пушек при поперечном положении. Для этого общую длину пушки сделали равной длине ствола. Патронники отделены от нарезной части и соединены в блок, который вращается в плоскости, перпендикулярной оси канала ствола. Применение такого блока позволило разместить патронную ленту впереди одного из патронников, не совмещенного со стволом, и производить его заряжание досыланием патрона непосредственно из звена в направлении, обратном направлению стрельбы, а экстракцию гильзы - в направлении стрельбы. Автоматика работала с помощью трех автономных газовых двигателей.
Эта уникальная пушка имела и уникальные патроны. Длина гильзы (260 мм) равна длине всего патрона, т. е. снаряд полностью находился внутри гильзы.
В боекомплект Р-23 входили выстрелы с ОФЗ снарядами весом 173-168 г, с взрывателями В-23 и ВД-23. Выстрелы имели тяжелую стальную гильзу весом 255 г.
Изготовление первых пушек 261П было начато на заводе № 235 в 1957 г.
В 1959 г. пушка Р-23 прошла наземные государственные испытания, а в 1962-1963 гг. -летные испытания на Ту-22. Официально на вооружение Р-23 была принята 7 августа 1964 г. приказом Главкома ВВС № 0223.
Пушками Р-23 были вооружены только башни ДК-20 самолета Ту-22. Конструктивная сложность как пушки, так и патрона ограничила се применение.
В первом квартале 1973 г. начались государственные испытания 23-мм пушки Р-23М <Картечь>, главный разработчик - КБ <Точмаш>. Она предназначалась для самолета Ту-22 и имела снаряды с готовыми поражающими элементами. Для срыва атаки истребителя или ракеты <воздух - воздух> и <земля - воздух> на дальности 1500 - 2000 м пушка должна была производить очередь в 40-60 выстрелов и поражать цель с вероятностью 0,95.
При этом образовывался поток поражающих элементов плотностью 80 тыс. в минуту.
В последнем издании своей книги <Пушки для боевых самолетов>, (М., 1993), Нудсльман писал: <Потенциальные возможности, заключенные в схемных и конструктивных особенностях пушки и боеприпасов Р-23, позволили использовать их в дальнейшем для решения специальных задач>. Ох, как хотелось рассказать Александру Эммануиловичу об <экзотике>, но осторожность взяла верх. Возможно, речь шла об оснащении 23-мм пушкой космической станции <Алмаз>. Летом 1974 г. на орбите со станции <Алмаз> (псевдоним <Салют-3>) были произведены стрельбы из этой пушки (Калашников М. Сломанный меч империи, С. 17).
В 1968 г. в ОКБ-16 Рихтером была спроектирована новая 23-мм револьверная пушка 225-П. Она имела не 4, а уже 5 патронников. А главное - в ее боекомплект входили штатные патроны от 23-мм пушки AM-23.
В пушке 225-П, подобно Р-23, автоматика работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Достоинствами 225-П были компактность, малый вес, жесткость узла запирания и газовая экстракция гильзы. Недостатками пушки являлись инерциальное досыла-ние, инерционное движение ударника, отсутствие механизма дистанционной перезарядки, а также использование в конструкции пневматики, которую не всегда можно было установить на самолете. Все это и определило судьбу пушки. В конце 1960-х годов она прошла испытания, но на вооружение принята не была.

Данные пушекР-23 (261-П)225-П
Калибр, мм2323
Число патронников45
Длина пушки, мм14681455
Число нарезов1210
Глубина нарезов, мм0,350,35
Ширина нарезов, мм4,04,8
Вес автомата, кг58,536
Темп стрельбы, выстр./мин-4200
Вес снаряда, г173174
Начальная скорость, м/с850705


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz