А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

12,7-ММ ПУЛЕМЕТ БЕРЕЗИНА

В 1937 г. М. Е. Березин начал проектировать мощный 12,7-мм синхронный авиационный пулемет с патроном от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре - декабре 1938 г. синхронный пулемет успешно прошел заводские и полигонные испытания. 12 апреля 1939 г. еще до окончания войсковых испытаний 12,7-мм пулемет БС (Березин синхронный) постановлением Комитета Обороны был запущен в серийное производство.

Автоматика пулемета работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Запирание канала клиновое. Характерной особенностью его устройства была подача патронной ленты не при откате подвижных частей, как у подавляющего большинства пулеметов, а при накате их, т. е. от возвратной пружины пулемета. Для обеспечения требуемой надежности подачи ленты возвратная пружина была сделана многожильной. Ударный механизм ударникового типа действовал от специальной боевой пружины. К достоинствам пулемета Березина относились: удачная компоновка всего автомата и отдельных механизмов; высокий темп стрельбы; простое заряжание и разряжание, устранение задержек и быстрая смена ствола; сравнительно небольшое число деталей и простое устройство механизма.
Несмотря на все свои положительные качества, пулемет БС обладал некоторыми серьезными недостатками. Особенно сказывалась трудность его перезаряжания в воздухе с помощью тросовой системы, требовавшей от летчика больших физических усилий в самые решительные минуты боя; выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики; требовали устранения причины появления некоторых задержек.
Работая над дальнейшим совершенствованием своей системы в целях ликвидации этих недостатков и создания универсального пулемета для применения его в основных огневых точках всех пулеметов, М. Е. Березин разработал универсальный пулемет УБ (универсальный Березина) в трех вариантах в зависимости от места установки - турельный, крыльевой и синхронный. Основные детали и механизмы всех трех вариантов пулемета были сохранены, за исключением спускового и ударного механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой их применения. В синхронном (УБС) и крыльевом (УБК) вариантах было осуществлено дистанционное управление системой перезарядки в случае появления задержек в стрельбе в воздухе с использованием сжатого воздуха. Это была первая в советской авиации система пневматического перезаряжания пулемета, значительно облегчившая его эксплуатацию в боевых условиях. В связи с невозможностью использовать пневматическую перезарядку на турелыюм пулемете (УБТ) из-за габаритов кабины, конструктор Г. И. Никитин разработал для него рукоятку перезаряжания рычажного типа.

В ходе испытаний пулемет УБ безотказно работал на 9-километровой высоте при +48 °С, продолжал стрелять в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании.
Вес пулемета Березина в синхронном варианте 21,45 кг, крыльевом - 21,14 кг, турельном - 21,43 кг. Темп стрельбы в синхронном варианте 700-800 выстр./мин, крыльевом и турельном 800-1050 выстр./мин. Боекомплект и баллистика одинаковы с 12,7-мм пулеметом ШВАК.
С 7 января по 22 февраля 1941 г. пулемет Березина успешно проходил войсковые испытания.
22 апреля 1941 г. универсальный пулемет Березина был принят на вооружение ВВС. 12,7-мм пулемет УБ поспел вовремя, ибо начавшаяся через два месяца война выявила неэффективность 7,62-мм авиационных пулеметов при стрельбе по воздушным целям.
Производство пулеметов УБ велось на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах.
В 1941 г. было выпущено 6300 пулеметов УБ, в 1943 г. - 43690, в 1944 г. - 38340, в 1945 г. - 42952.
Синхронный пулемет Березина устанавливался на истребителях И-15, И-153БС, Як-16, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.
Кормовой пулемет Березина был установлен на бомбардировщике Пе-2 и учебном самолете УТИ МиГ-15.
Турельный пулемет Березина был установлен на бомбардировщиках СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4 и Пе-8.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz