А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

23-ММ ПУШКА МП-6

В 1937 г. ОКБ-16 получило задание разработать авиационную пушку под новый 23-мм патрон.
Под руководством Я. Г. Таубина в ОКБ-16 была спроектирована пушка МП-3 по схеме с длинным ходом ствола и магазинной подачей патронов. Магазин на 81 патрон состоял из девяти обойм, в каждой по 9 патронов.
При длинном ходе ствола скорострельность МП-3 была около 300 выстр./мин, ВВС же требовали не менее 600 выстр./мин. Достижение такой скорострельности было возможно при значительном сокращении длины хода ствола (примерно в 3 раза) с введением рычажного ускорителя затворного узла для сохранения хода затвора на прежнюю длину. Такая пушка получила индекс МП-6 (по данным Нудельмана). По сведениям же П.П. Грибко-ва был сделан вариант пушки МП-3 с коротким ходом ствола и темпом стрельбы 500-550 выстр./мин. Позже за счет увеличения жесткости возвратной пружины запирающего агрегата темп стрельбы был доведен до 600- 610 выстр./мин. Такая пушка получила индекс МП-6 (мотор-пушка с темпом стрельбы 600 выстр./мин.).
Резкое увеличение при этом скорости движения деталей автоматики привело к снижению живучести и надежности пушки.
Затруднения вызвала отработка механизмов магазина, в котором укладывалось девять обойм, в каждой по 9 патронов. Магазин являлся источником частых задержек в стрельбе.
Для проведения летных испытаний МП-6 была установлена на купленный в Германии <Мессершмитт-110>. Под руководством И. И. Волкова съемная пушечная установка из двух 20-мм немецких пушек была переделана под МП-6.
В апреле - мае 1940 г. в ходе летных испытаний на Ме-110 была впервые проверена эффективность 23-мм снарядов по наземным целям. Но акт об испытаниях МП-6 на Ме-110 из-за арестов ряда начальников остался неутвержденным.
На одном из первых образов Ил-2 в 1940 г. были установлены две 23-мм пушки МП-6 с механизированным магазином на 81 патрон.
Однако первые же испытания в воздухе вызвали <заклинку> патронных обойм, выходивших из пушки в воздушный поток, что приводило к остановке стрельбы. Для сбора сравнительно длинных обойм и защиты их от воздушного потока сделали обтекатели, но их большая парусность значительно ухудшала динамику и маневренность самолета. Это потребовало замены магазинного питания звеньевым.
Летом 1940 г., после успешных испытаний МП-6 со звеньевым питанием на опытном истребителе И-21, установили такие пушки снова на Ил-2. Первый отстрел был произведен в августе 1940 г. в тире авиационного завода.
Кроме того, в 1940 г. МП-6 с магазином устанавливалась в развале двигателя ВК-105 на истребителе ЛаГГ-3. По результатам испытаний на ЛаГГ-З МП-6 в магазинном варианте в ноябре 1940 г. была поставлена в серийное производство на двух заводах (в Туле и в Коврове).
Весной 1941 г. в Монино состоялись сравнительные испытания пушек МП-6 (с ленточным питанием) и ВЯ на самолетах Ил-2. По результатам испытаний предпочтение было отдано пушке ВЯ.
В мае 1941 г. пушка МП-6 была снята с производства, а Я. Г. Таубин арестован.
Часть изготовленных 23-мм пушек МП-6 в конце 1941 г. была помещена на упрощенные зенитные установки системы Н. Ф. Токарева и участвовала в обороне Тулы.
Вес пушки МП-6 с магазином составлял 70 кг. Вес снаряда 0,2 кг. Начальная скорость 900 м/с. Темп стрельбы 600 выстр./мин. 

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz