А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

ИСТРЕБИТЕЛЬ И-14

И-14 (АНТ-31) известен как первенец среди новой генерации скоростных истребителей-монопланов. Создавался этот самолет, однако, под пушки Курчевского, поэтому последнего можно с определенной долей условности назвать инициатором данного направления.
В 1932 г. Курчевский разработал проект 37-мм автоматической пушки АПК-11 (иногда ее называли АПК-37). По устройству она аналогична АПК-4. Магазин пушки имел две полости (кассеты), где помещалось по 12 выстрелов. Еще один выстрел был в стволе (итого боекомплект 25 выстрелов на пушку). Длина пушки с соплом и лотком составляла 1978 мм, без них - 1250 мм. Вес пушки с пустым магазином 39,1 кг. Выстрелы унитарные, гильзы из сгорающей нитроткани, поддоны деревянные, а затем пластмассовые. Снаряд осколочный, с головным ударным взрывателем. Вес снаряда 475-500 г, вес взрывчатого вещества 31 г. Заряд 140-145 г пороха МСК. Начальная скорость на испытаниях 438-475 м/с, (как и у всех пушек Курчевского был велик разброс начальной скорости снарядов). Баллон со сжатым воздухом емкостью 5 л и исходным давлением 120 атм закреплялся в передней части фюзеляжа И-14 на пожарной перегородке. Баллона хватало на 170-180 выстрелов. Сама пушка АПК-11 была расположена в отъемных частях крыльев на расстоянии 2225 мм от оси фюзеляжа; пушка укреплена на двух шкворнях.
Разработкой истребителя, получившего индекс АНТ-31, занималась бригада П. О. Сухого. Первый опытный экземпляр АНТ-31 начал летать в 1933 г. Снабженный двигателем Бристоль <Меркурий>, самолет в качестве вооружения имел лишь синхронный пулемет ПВ-1 в фюзеляже. Пушки еще не были готовы (первый образец АПК-11 был передан в ЦАГИ в марте 1933 г.).
Второй экземпляр с двигателем Райт <Циклон> был вооружен двумя пушками АПК-11.
Испытания И-14, вооруженного АПК-11, начались в Москве 26 февраля 1934 г. Летали летчики А. Филин и К. Попов. После проверки летных характеристик были проведены воздушные стрельбы на полигоне под Ногинском. Отмечалось, что в целом АПК-11 работали не вполне удачно.
После проведения стрельб одну пушку сняли, чтобы использовать в качестве образца, а самолет И-14 отправили для продолжения испытаний на Качу. Закончились испытания 17 апреля. Затем самолет был отправлен в Москву, где участвовал 1 мая в пролете над Красной площадью вместе с И-15 и И-16. Согласно отчету об испытаниях от 12 мая 1934 г. было совершено 32 полета. Из 388 имевшихся снарядов было выстрелено 144. Без задержек в стрельбе обошлось только в 4 полетах. Магазин в полете вибрировал и зажимал подающую рейку. Отмечено заклинивание боевой рейки пороховым нагаром и нитро-тканью гильз. Волосок электрозапала рвался. Средняя скорострельность около 72 выстр./мин (при стрельбе с электрозапалом, с использованием пневмопривода несколько меньше).
После доработки конструкции АПК-11 две новые пушки (№ 16 и № 17) с 16 октября по 25 ноября 1934 г. прошли наземные испытания на НИАПе. На испытаниях темп стрельбы по очередям в 3-5 выстрелов был определен 50 выстр./мин. За все время стрельбы очереди более 5 выстрелов получить не удалось из-за различных задержек автоматики. При наклоне или крене <орудие не работает>. При угле наклона 50" из 36 снарядов 27 выпало из канала. Согласно заключению комиссии АПК-11 полигонные испытания не выдержала и на войсковые испытания без предварительной доработки автоматики не могла быть допущена.
Тем не менее Курчевский не только настоял на продолжении работ, но и добился запуска небоеспособной пушки в серию. По плану 1934 г. должно было быть изготовлено 300 штук АПК-11, хотя фактически было сделано лишь несколько опытных образцов. В феврале 1935 г. вышло постановление СТО, где приказывалось заводу № 8 изготовить в 1935 г. триста штук. АПК-11. Автору так и не удалось выяснить, сколько всего было изготовлено пушек АПК-11 в 1934-1935 гг., и устанавливались ли они на другие самолеты И-14.
37-мм пушка АПК-11 была сравнительно маломощной, тем более, что за границей и у нас (АКТ-37) появились классические 37-мм автоматические авиапушки. Поэтому в январе 1934 г. Курчевский предложил сделать 45-мм авиапушки АПК-13. За 4 месяца Курчевский обещал разработать проект, рабочие чертежи и изготовить 4 опытных образца АПК-13. За это он получил 100 тысяч рублей, но к 1 января 1935 г. подготовил только проект. На 1935 г. Курчевский вписал себе в план доработки проекта АПК-13, изготовление рабочих чертежей и двух опытных образцов пушки. Чем закончилась эпопея с АПК-13 - установить пока не удалось.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz