А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

ИСТРЕБИТЕЛЬ И-4

Истребитель И-4 (АНТ-5), находившийся на вооружении ВВС СССР с 1930 г., являлся единственным цельнометаллическим самолетом такого предназначения из тех, которые выпускали советские авиазаводы. Для установки пушек Курчевского этот самолет подходил, но АПК-4 была для него слишком велика. Поэтому была спроектирована и построена уменьшенная система калибра 65 мм, получившая название АПК-3. Налицо факт, когда пушка делалась под самолет, а не наоборот. Расчет был прост: в случае удачи можно перевооружить все имеющиеся в строевых частях самолеты И-4 пушками АПК-3, Об этом говорилось и на совещании, которое проводил Начальник ВВС РККА Яков Алкснис: <...Ускорить работу по установке пушек калибра 65 мм на И-4. Если получим удовлетворительные результаты, то нужно в кратчайший срок вооружить имеющиеся самолеты И-4 этими пушками... Курчевскому доработать АПК-3, чтобы в апреле - мае 1933 г. провести госиспытания... ЦАГИ установить пушки на самолет И-4 и предъявить в НИИ ВВС>.
К июню 1932 г. были изготовлены две 65-мм пушки АПК-3. Вес системы оказался 43 кг (без боеприпасов), боекомплект 14 выстрелов. Из пушек на земле без самолета провели 10 выстрелов снарядами 2,5 кг с зарядом 0,425 кг. Средняя скорость оказалась 380 м/с вместо 500 м/с расчетной. По результатам испытаний была проведена доделка пушек, закончившаяся лишь осенью 1932 г. После переделки они получили название АПК-Збис.
В июле 1932 г. двум заводам (№ 75 и Червянскому) заказали девятьсот восемьдесят пять 65-мм пулевых шрапнелей. Позже была заказана партия сегментных шрапнелей. Кроме того, было изготовлено небольшое количество 65-мм осколочных снарядов.
В мае 1933 г. специальная комиссия осматривала И-4 № 1649 с установленными под верхними крыльями АПК-Збис. По внешнему виду пушки были признаны годными к стрельбе. Испытания проводились с различными по мощности зарядами, испытывалось не только орудие, но и влияние стрельбы на конструкцию самолета. Например, при использовании зарядов весом 425 г отмечалось разрушение обшивки фюзеляжа. Происходило так, что исходящие газы буквально <отсасывали> обшивку от конструкции самолета.
Летные испытания и воздушные стрельбы были продолжены на НИАПс вблизи Ленинграда. Летал летчик Т.П. Сузи. 18 мая 1933 г. в 14 ч 40 мин местного времени при выполнении стрельбы в воздухе произошел разрыв ствола правой пушки на расстоянии 38 см от казенного среза. При осмотре после посадки на аэродроме выяснилось, что непосредственно за местом разрыва ствола к дульной части заклинен снаряд. Снаряд раздут, с отпечатками нарезов на его поверхности вблизи центрирующего утолщения. Вокруг заклинившего снаряда в стволе обнаружены остатки деревянного донышка (поддона) и нитроклетчатки от гильзы, в правом крыле - рваная дыра площадью около квадратного метра.
После этого случая в ОКБ-1 началось изготовление двух новых пушек АПК-Збис. Первая из них была закончена к июню 1933 г., и летные испытания были продолжены. Однако 17 июля 1933 г. руководители испытаний заявили, что пушка <боевым требованиям не удовлетворяет> и что система будет использоваться как учебная, а планируемый заказ на 50 пушек АПК-Збис размещению не подлежит.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz