А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ С БЕЗОТКАТНЫМИ ОРУДИЯМИ

Работы по безоткатным авиационным пушкам в СССР справедливо связываются в первую очередь с именем конструктора Л.В Курчевского. В 1936 г. все работы над его пушками были прекращены. Затем Курчсвский был репрессирован и расстрелян, материальная часть его орудий и подавляющее большинство документации было уничтожено, а немногие уцелевшие документы попали в секретные архивы.
Впервые о Курчeвском вспомнили в конце 1960 - начале 70-х гг. в период <оттепели>, но лишь журналисты - любители сенсаций. Фабула их статей была примитивна - <талантливый изобретатель создает супер-оружие, блестящий успех на испытаниях, однако злодеи из НКВД арестовывают изобретателя, а недалекое руководство прекращает все работы>. Далее следует пассаж - <а как пригодились бы пушки Курчевского в июне 1941 г.!> Спорить с любителями сенсаций - труд неблагодарный. А что пишут о Курчсвском официальные издания МО СССР или <новой России>? Увы, молчат как воды в рот набрали. Поэтому об истории отечественных безоткатных орудий мы расскажем подробнее.
Чтобы разобраться в этой грандиозной авантюре XX века, придется сказать пару слов об устройстве безоткатных орудий. Формулу безоткатной пушки проходят в 9-м классе: Ft = m^Vi - m^v^. Чтобы сила отдачи Г была равна нулю, надо, чтобы произведение массы снаряда на скорость снаряда равнялось произведению массы на скорость другого тела, отброшенного в противоположную сторону. В противоположную сторону можно отбросить или пороховые газы, образующиеся при выстреле, или какое-то твердое тело, артиллеристы называют его инертным телом. Пушки с отбросом пороховых газов делятся на пушки со свободной трубой и нагруженным стволом. Самая простая система - это гладкая открытая труба. Система с нагруженным стволом имеет в канале высокое давление. Чтобы снизить его, применяется уширенная камора или система из двух камор высокого и низкого давления.
Пушки с инертной массой делятся на однокамерные и двукаморные. В первых при сгорании заряда в каморе снаряд летит вперед, а назад летит инертное тело, представляющее собой тяжелую гильзу, поддон или специальное вещество, быстро размельчающееся после вылета из сопла. А вторые представляют собой два классических орудийных ствола, синхронно стреляющих в разные стороны.
Во всех своих безоткатных (динамореактивных) орудиях Курчевский использовал только одну схему - нагруженный ствол. Для первых образцов Курчевский просто брал какую либо обычную пушку, отрезал казенную часть, а вместо нес вставлял сопло Лаваля (воронку). При этом внутреннее устройство ствола оставалось без изменений. Недостатками нагруженного ствола являлись большой вес и высокая стоимость. Кстати, после 1945 г. ни одна страна мира не приняла на вооружение безоткатное орудие с нагруженным стволом. Курчевским была разработана и система заряжания безоткатных орудий. В неавтоматических орудиях (ВПК, СПК, КПК и др.) заряжание вручную производилось с казны, затвор имел сквозные отверстия и сдвигался при заряжании заодно с воронкой. Гильза была штатная латунная от обычного орудия того же калибра, но с двумя отверстиями в дне для выхода газов в воронку и сбоку для воспламенения заряда.
Все автоматические пушки (авиационные, танковые, 152-мм морские и т. д.) были устроены одинаково. Заряжание производилось с дула унитарными патронами с. гильзами из нитроткани. Патроны перемещались к дулу по цилиндрическому магазину, расположенному над стволом, а далее попадали в лоток перед дульным срезом, оттуда специальным устройством досылались в канал ствола. Все операции производились пневматическим приводом, сжатый воздух подавался из специального баллона. Понятно, такая автоматика не могла обеспечить высокий темп стрельбы.
Гильза из иитроткани по проекту должна была полностью сгорать, но делать этого она не хотела, да еще и рвалась в магазине при подаче. В результате происходили систематические отказы при подаче и разрывы ствола. Кстати, проблема создания полностью сгорающих гильз до сих пор до конца не решена.
Идея создания безоткатных орудий не принадлежит Курчевскому. Так, еще в 1911 г. во флоте США испытывались безоткатные пушки системы Девиса. В 1916 г. в имении Рябушипских Кучипо Дмитрий Павлович Рябушип-ский испытал свою 70-мм безоткатную пушку, относившуюся к типу <свободная труба>.

Еще раньше, в конце 1914 - начале 1915 г., полковник русской армии Гельвих создал и испытал стрельбой два образца авиационных безоткатных пушек с инертной массой. 76-мм безоткатная пушка имела короткий гладкий ствол, глухо закрытый с казенной части. Вес ствола составил 33 кг. Пушка заряжалась с дула на земле и могла сделать только один выстрел в воздухе. Стрельба велась картечью, точнее, готовыми поражающими элементами - цилиндрами толщиной 12 мм и длиной 22 мм. Инертным телом служил ствол, который после выстрела летел назад, а затем спускался на автоматически раскрывающемся парашюте.
47-мм пушка Гсльвиха была нарезная двуствольная. Для ее создания Морское ведомство передало Гельвиху два тела 47-мм пушки Гочкиса. При выстреле боевой снаряд летел вперед, а фиктивный снаряд летел назад. Стрельба велась штатными 47-мм осколочными снарядами с 8-секундной дистанционной трубкой.
Из-за косности мышления русского генералитета орудие системы Гельвиха не получило распространения.
К безоткатным орудиям в СССР возвращаются лишь в начале 1920-х гг. Одним из энтузиастов этого дела стал Леонид Васильевич Курчевский. Его жизнь похожа скорее на приключенческий роман, чем на карьеру инженера. Но здесь мы вынуждены привести лишь краткие анкетные данные. Курчевский родился в 1891 г., в 1911- 1913 гг. окончил два курса физико-математического факультета Московского университета, а затем работал лаборантом. В 1919-1924 гг. руководил мастерской-автолабораторией при Комитете по делам изобретений, где проявился властный авторитарный стиль его работы. От подчиненных во все инстанции шли жалобы, часто созывались собрания лаборатории, где стороны, не стесняясь в выражениях, выясняли отношения.
Но, несмотря на склоки, Курчевский изобретал ...что? Да все... Вот далеко не полный список его работ: полярная лодка-вездеход с авиационным мотором; электрическая машина, использующая энергию малых течений; горючее взамен бензина - смесь эфира со спиртом-сырцом; эмульсия для автомобильных шин, затягивающая пулевые пробоины; крылатая торпеда с реактивным двигателем; бесшумная пушка; дульный тормоз к обычным орудиям; переделка легкового автомобиля ГАЗ-А в трехосный вездеход на колесном и гусеничном ходу и т. д. Курчевский вдобавок писал научно-фантастические повести и охотничьи рассказы. Увы, ни одно из изобретений Курчевского так и не нашло практического применения.
Какими-то путями, скорее всего нелегально, в 1921 или 1922 г. к Курчевскому попадает комплект документации Кучинского аэродинамического института, хозяином и научным руководителем которого был миллионер Д. П. Рябушинский. За 1914-1917 гг. среди прочего там оказалась документация на 70-мм безоткатные пушки и на реактивный снаряд с соплом Лаваля. Курчевский решает объединить эти два изобретения и вставить в казенную часть безоткатной пушки сопло Лаваля.
С весны 1923 г. Курчевский буквально бомбардировал письмами все инстанции, вплоть до главкома РККА С. С. Каменева, предлагая свои ДРП. Руководство обратило внимание на конструктора, и завод № 8 (завод им. Калинина, расположенный в деревне Подлипки под Москвой) получил указание переделать в ДРП две 57-мм капо-нирпыс пушки Норденфельда по чертежам Курчевского.
В сентябре 1923 г. обе пушки были закончены и испытаны. 20 сентября 1923 г. на подмосковном полигоне в Кунцево па стрельбах присутствовал сам зам. председателя Реввоенсовета Эфраим Склянский.
25 сентября 1923 г. на специальном совещании под председательством Главкома С. С. Каменева постановлено начать работы по созданию <полковой пушки ДРП> и автоматической <самолетной ДРП>.
16 октября 1923 г. Курчевский направляет Главкому Каменеву проект 102-мм авиационной ДРП. Вес пушки с установкой 160 кг. В боекомплект входили 20 унитарных картечных выстрелов весом по 24 кг. Итого вес боекомплекта с пушкой 640 кг. Начальная скорость снаряда была невысока - 348 м/с. Картечь содержала 85 картечных пуль весом по 200 г. По расчетам Курчевского па дистанции 330 м площадь поражения должна составить 40 квадратных сажень. Проект был одобрен, и Курчевский приступил к созданию авиационной пушки, не прерывая, впрочем, работы над сухопутными орудиями. Сразу оговоримся, что здесь и далее мы будем упоминать только авиационные пушки. Но, чтобы читатель представил себе общую картину, скажем, что Курчевский никогда не сосредотачивался на одной пушке, а параллельно занимался многими, в том числе батальонной, дивизионной, особой мощности, береговыми, корабельными, танковыми, мотоциклетными, горными и др. В 1930-х гг. в годовом плане Курчевского никогда не было менее 10 новых орудий (в среднем 15-20).
Однако довести 102-мм авиационную пушку Курчев-скому не удалось. 23 сентября 1924 г. ОРПУ арестовало Курчевского, но не за <политику>, а <за расхищение государственного имущества>. Сам Курчевский утверждал, что казенные деньги он потратил на проектирование вертолета. Так или иначе, но ни денег, ни вертолета в наличии не оказалось.
Коллегия ОГПУ осуждила Курчевского к 10 годам лишения свободы. Срок он отбывал на Соловках. Кипучая энергия и страсть к изобретательству не оставили его и там. Начальство обратило на него внимание и назначило заведующим электрохозяйством УСЛОНа. Курчевский наладил работу местной кузнецы, сделал лодку повышенной проходимости (во льду) и по некоторым данным даже действующую модель ДРП, которую после демонстрации лагерному начальству утопил в море.
Постановлением комиссии ОГПУ от 3 января 1929 г. Курчевский был досрочно освобожден.
За время отсутствия Курчевского многое изменилось. Безоткатными орудиями, независимо друг от друга, стали заниматься многие ученые и организации, например, Газодинамическая лаборатория под руководством Б. С. Петропавловского, коллектив <особой комиссии> под руководством профессора Беркалова и другие.
В 1924-1929 гг. было испытано несколько десятков типов безоткатных орудий калибра 37-107 мм. Среди испытанных пушек было несколько 47-мм авиационных безоткатных пушек (ДРП). В частности, в начале 1928 г. была испытана 47-мм авиапушка с тяжелым стволом. Такое название дано, чтобы отличить ее от 47-мм авиапушки с легким стволом и худшей баллистикой (начальная скорость снаряда 151-214 м/с), испытанной в 1927 г. В пушке, испытанной в 1928 г., в качестве инертного тела использовалась тяжелая гильза, выбрасываемая назад. Вес снаряда 1,2 кг. Вес гильзы 1,320 кг. Начальная скорость снаряда 312 м/с.
В начале 1929 г. Курчевский прибыл в Москву и немедленно начал проектировать целую систему безоткатных орудий. Одновременно Курчевский обращался в различные инстанции с рекламой своих ДРП и дискредитировал чужие разработки.
В своих мемуарах В. Г. Грабин писал: <Как я понял, ему (Тухачевскому) до сих пор никто не возражал относительно его идеи перевода всей артиллерии на динаморе-активный принцип, но даже поддакивали>*.
Особый интерес у АУ и руководства ВВС вызвали авиационные пушки Курчевского, т. к. в 1929 г. советские самолеты были вооружены исключительно 7,62-мм пулеметами.
В соответствии с договором, заключенным между ВНИК и ОАТ, утвержденный заместителем председателя Реввоенсовета Уншлихтом 27 июля 1929 г., Курчевский должен был изготовить:
1. Опытную пушку для изучения баллистики картечного выстрела калибром 76,2 мм - в двухмесячный срок.
2. Проект авиационной магазинной пушки - в четырехмесячный срок.
3. Опытную магазинную пушку - в шестимесячный срок после утверждения чертежей проекта.
Через два месяца после подписания договора был готов опытный экземпляр пушки. Пушка была однозарядная и получила название АПК-1 (авиационная пушка Курчевского № 1).
Первая официальная демонстрация АПК-1 состоялась в апреле 1930 г. Представители АУ РККА и Авиатреста не смогли дать заключение о пригодности пушки к установке на самолет.
Первые наземные стрельбы с самолета были проведены на стареньком разведчике Р-1. Пушку закрепили на средних стойках бипланной коробки. После первого выстрела лопнуло полотно на стабилизаторе, после второго - обшивка в районе кабины летнаба, после третьего появились трещины в деревянной конструкции самолета. Четвертый выстрел из АПК-1 по отзыву присутствующих привел самолет в <безусловную негодность>. Затем АПК-1 была установлена и испытана на разведчике Р-3 № 4052, причем также с ущербом для самолета. Стало ясно, что предлагаемые ДРП по своему разрушающему воздействию совсем небезопасны для самого носителя, поэтому необходимо разработать специальный самолет, особенно прочный в районе хвостового оперения или созданный по особой схеме.
Задание на проектирование спецсамолета для установки ДРП поручили конструкторскому бюро ЦАГИ, руководимому А. Н. Туполевым, и Центральному конструкторскому бюро (ЦКБ), существовавшему на тот момент под патронажем ОГПУ и имевшим неофициальным техническим руководителем Д. П. Григоровича.
Для пушек Курчевского Григорович специально создал истребитель И-7. Позже его стали называть И-ЗЕТ, а то и просто ЗЕТ.

Центральная часть фюзеляжа вместе с винтомоторной установкой (двигатель М-22) была практически без изменений позаимствована от И-5. К этой форменной конструкции крепилась особо жесткая хвостовая часть, выполненная в виде монококовой балки. Хвостовое оперение усилено внешним гофром, стабилизатор, дабы избежать влияния пороховых газов стреляющих пушек, поднят вверх.
Самолет был закончен летом 1931 г. Точная дата первого полета неизвестна. Впервые поднимал его в воздух летчик Бенедикт Бухгольц. Далее события развивались следующим образом. 6 июля 1931 г. территорию авиазавода № 39 и ЦКБ посетил Сталин. Очевидно, о самолете Григоровича с пушками Курчевского он был хорошо информирован, ибо не только осмотрел И-7, но даже забрался в кабину и подергал за рычаги и рукоятки. Главный конструктор самолета при этом не присутствовал, все пояснения (в меру своего понимания) давал руководитель ЦКБ от ОГПУ Е. С. Пауфлср.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz