А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

СКОРОСТРЕЛЬНЫЙ ПУЛЕМЕТ ШПИТАЛЬНОГО - КОМАРИЦКОГО

Первый образец советского скорострельного авиационного пулемета был изготовлен в 1930 г.
7 октября 1932 г. Реввоенсовет СССР одобрил результаты полигонных испытаний пулемета и 11 октября 1932 г. принял постановление о принятии его на вооружение под наименованием <7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального - Комарицкого обр. 1932 г. ШКАС> (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный).

Действие автоматики пулемета происходило за счет энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Питание пулемета производилось с помощью металлической звеньевой разъемной ленты. Пулемет был снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.
Высокий темп стрельбы пулемета ШКАС был получен за счет короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию.
Темп стрельбы ШКАСа достиг 1800 выстр./мин, что было рекордом для того времени.
После войны Б.Г.Шпитальный писал: <Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался, на первый взгляд, необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и лист бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС-7,62, и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласящий о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать. Немецкие специалисты не сумели раскрыть все секреты тульского пулемета>.
Автор не имеет достоверных подтверждений слов Шпиталыюго, но даже если это просто красивая легенда, то великолепный пулемет был ее достоин.
В начале 1934 г. было начато серийное производство турельного и крыльсвого вариантов пулемета ШКАС. Крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с ту-рельпым и имел только те различия, которые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом.
Синхронный вариант пулемета ШКАС был создан в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Кетовым. Отличительной особенностью конструкции синхронного механизма этого пулемета являлось перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку.
28 марта 1935 г. Ворошилов писал Орджоникидзе: <...в 1936 г. все самолеты серийного производства будут выпущены с этими пулеметами>.
Вес пулемета ШКАС составлял: турельный вариант 10,5 кг; крыльевой 9,8 кг; синхронный - 11,1 кг.
Баллистика и темп стрельбы у турельного и крыльево-го вариантов одинаковы: при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин. У синхронного варианта темп стрельбы ниже - до 1650 выстр./мин. Зато начальная скорость несколько выше (850 м/с) за счет большей длины ствола.
Турельный вариант устанавливался на самолетах Ил-4, Пе-8, ТБ-4, ТБ-3 (на ТУР-8), Ер-2, ДБ-3, СБ, У-2, Р-5 и других. Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2, а синхронный - на истребителях И-16, И-153, ЛАГГ-3, Як-1, Як-7 и др.
Специально под пулеметы ШКАС; была разработана выдвижная люковая установка МВ-2 с непрерывным питанием через гибкий рукав и перископическим прицелом.
Серийное производство пулеметов ШКАС постоянно росло. В 1933 г. было выпущено 365 штук, в 1934 г. - 2476, в 1935 г. - 3566, в 1937 г. - 13005, в 1938 г. - 19687, в 1940 г. - 34233*, в 1943 г. - 29450, в 1944 г. - 36255 и в 1945 г.-12455.
В 1934-1936 гг. конструкторы И. В. Савин и А. К. Норов разрабатывают 7,62-мм пулемет СИ с темпом стрельбы 2800-3000 выстр./мин.
В 1936 г. авиационный пулемет системы Савина - Норова успешно прошел испытания. 8 июня 1937 г. Комитет Обороны постановил дать заказ на серийный выпуск пулемета СН, присвоив ему наименование <7,62-мм скорострельный авиационный пулемет обр. 1937 г. системы Савина-Норова>.
Пулемет был спроектирован и изготовлен в турель-ном, синхронном и крыльевом вариантах. Установка для крыльевого пулемета была разработана самими конструкторами, а для турели - И. В. Вепевидовым и Г. М. Мо-жаровским.
Шпитальный и Комарицкий решили применить тот же принцип, что и в пулемете СН. Они создали 7,62-мм пулемет УльтраШКАС и достигли скорострельности пулемета СН.
15 мая 1937 г. Шпитальный представил первый образец пулемета УльтраШКАС. По результатам войсковых испытаний УльтраШКАСа, проведенных в 1938 г.. Комитет Обороны 13 мая 1939 г. постановил принять на вооружение ВВС турсльпый вариант пулемета УльтраШКАС.
Небольшое число пулеметов СН и УльтраШКАС было установлено на самолетах, принимавших участие в со-ветско-финляндской войне 1939-1940 гг. Однако надежность этих пулеметов была невелика, и в массовое производство они не поступали.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz