А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В АВИАЦИИ АРМЕЙСКИХ ПУШЕК

Для борьбы с танками и тяжелыми 4-моторными бомбардировщиками союзников германское командование в 1943-1944 гг. решило использовать на самолетах пушки калибра 37-75 мм. До этого времени применение таких пушек в авиации у немцев даже не планировалось, и не то, что серийных авиационных пушек, но даже и опытных образцов не было. Пришлось создавать импровизированные установки на базе армейских орудий.
Взяв за основу качающуюся часть 37-мм зенитного автомата Flak-18, немцы создали авиационную пушку ВК-3,7
На истребителе Ме-110 серии G-4a/Rl, R2.R3 в дополнение к двум 30-мм пушкам МК-108 с боекомплектом по 135 выстр./ствол была установлена 37-мм автоматическая пушка ВК-3,7. Она крепилась под фюзеляжем в закрытом обтекателе. Питание пушки ВК-3,7 производилось из магазина, расположенного в нижней части кабины. Емкость магазина 72 патрона.
Две 37-мм пушки ВК-3,7 были установлены на пикирующих бомбардировщиках Ю-87 G1 и G2 в двух контейнерах. На части Ю-87, вооруженных ВК-3,7, было снято при этом остальное вооружение, а на части оставалось штатное вооружение: три 7,92-мм неподвижных пулемета MG-17 и один 7,92-мм турельный пулемет MG-15.

Автоматика пушки ВК-3,7 работала за счет энергии отката ствола при его коротком ходе. Темп стрельбы 160 выстр./мин. В боекомплект входили осколочные снаряды весом 645 г, имевшие начальную скорость 820 м/с, и бронебойные снаряды весом 685 г, имевшие начальную скорость 770 м/с. Осколочные снаряды применялись по воздушным целям, а бронебойные - по танкам. На дистанции 500 м бронебойный снаряд пробивал по нормали 35-мм броню, а под углом 30° к нормали - 25-мм броню. При стрельбе подкалиберным снарядом весом 405 г начальная скорость увеличивалась до 1100 м/с, а броне-пробиваемость примерно в 1,5 раза. ( Данные для наземной стрельбы. С учетом скорости самолета бронепробиваемость была выше приблизительно на 5 мм. )

На истребителях Ме-210А-0, Ме-410А-2 и Ю-88 была установлена 50-мм пушка ВК-5, созданная на базе танковой 50-мм пушки.
Питание пушки ВК-5 производилось из круглого магазина емкостью 21 патрон. В этой пушке закрывание и от-крывание затвора осуществлялось за счет энергии отката как в обычной полевой полуавтоматической пушке, а подача снарядов производилась специальным пневматическим приспособлением.
Темп стрельбы ВК-5 -40 выстр./мин. Пушка вместе с механизмом перезарядки весила 592 кг. Начальная скорость снаряда 500 м/с. Комбинированный прицел ZFR-4А позволял вести прицельный огонь на дистанции до 1200 м.

Без преувеличения ВК-5 можно назвать <самоделкой на коленке>. В воздушных боях эта пушка часто отказывала.
12 мая 1944 г. соединение из 26 Ме-410 с 50-мм пушками атаковало 50-60 американских бомбардировщиков В-17, идущих без истребителей сопровождения. На восьми Ме-410 пушки ВК-5 отказали после первых же выстрелов. Девять Ме-410 были сбиты оборонительным огнем бомбардировщиков. Сколько всего было отказов ВК-5 - узнать не удалось, но, по-видимому, пушка отказывала сразу в каждом втором случае.

Тем не менее, по указанию бездарного начальства пушку ВК-5 поставили даже на реактивный Ме-2б2А-1а (боекомплект 30 снарядов).
На нескольких Ю-88 устанавливали 75-мм пушку ВК-7,5, созданную на базе противотанковой пушки РАК-40.

В целом эффективность всех этих пушек была невелика, а надежность крайне низка. По мнению автора, стрельба из пушек калибра 50-75 мм по самолетам, даже по <летающим крепостям>, малоэффективна, особенно если снаряды не имеют радиовзрывателя. Большой вес, очень малый темп стрельбы и незначительный боекомплект характеризуют такие пушки самым худшим образом.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz