А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ АМЕРИКАНСКИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ

Оборонительное вооружение бомбардировщиков времен Второй мировой войны крайне разнообразно. В авиации стран антигитлеровской коалиции лучше всех были защищены американские бомбардировщики.
Все американские бомбардировщики были оснащены исключительно 7,62-мм и 12,7-мм пулеметами Кольт-Браунинг. Каждый их этих пулеметов был универсальным по назначению и применялся как в неподвижных (крыльевых или синхронных), так и в подвижных установках. В подвижных установках с ручным перемещением пулеметы ставили на лафеты и снабжали рукоятками управления.

Hoрт-Америкен В-25 <Митчелл>
Бомбардировщики В-25 выпускались в пяти модификациях: В-25, В-25А, В-25В, В-25С и B-25D.
Стрелковое вооружение первых двух модификаций В-25 и В-25А состояло из трех подвижных пулеметов калибра 7,62 мм, один из которых располагался в носовой, а два в средней части (один вверху и один снизу, или в боковых окнах), а также из одного подвижного пулемета калибра 12,7 мм, расположенного в кормовой части самолета.
Носовой пулемет калибра 7,62 мм мог устанавливаться в любое из трех шаровых гнезд, имевшихся в каркасе фонаря кабины бомбардира (в его передней, нижней или левой части). Боекомплект (600 патронов) размещался в шести стандартных патронных коробках емкостью 100 патронов каждая, устанавливаемых поочередно в магазин, укрепленный с левой стороны пулемета. Прицел был кольцевого типа.
В походном положении пулемет вынимался из гнезда и крепился на кронштейнах по правому борту кабины. Установка обслуживалась бомбардиром и предназначалась для отражения атак спереди.
Верхний 7,62-мм пулемет устанавливался на шкворне на конце вертлюга, поворачивающегося вокруг вертикальной телескопической стойки, укрепленной на полу фюзеляжа. Вертлюг мог поворачиваться вокруг стойки на 360° и фиксироваться в восьми положениях. Телескопическая стойка позволяла регулировать высоту подъема пулемета над фюзеляжем и убирать его внутрь в походном положении. Боекомплект (600 патронов) размещался аналогично носовой установке в шести стандартных патронных коробках. Прицел кольцевого типа.
Установка обслуживалась стрелком-радистом и предназначалась для отражения атак сверху.
Нижний или боковой 7,62-мм пулемет устанавливался во входном люке на выдвижном кронштейне, или на поворотных кронштейнах против боковых окон фюзеляжа. Походное положение пулемета - на одном из поворотных кронштейнов по бортам фюзеляжа. Боекомплект 600 патронов. Прицел кольцевого типа, как и у предыдущих установок. Пулемет обслуживался стрелком-фотографом и предназначался для отражения атак снизу и с боков.
Кормовой 12,7-мм пулемет был укреплен па установке шкворневого типа. Боекомплект 200 патронов. Прицел оптический Q-3 с механизмом поправок на собственную скорость самолета.

Установка обслуживалась специальным стрелком и предназначалась для защиты задней полусферы, не простреливаемой из предыдущих установок. Зона обстрела - конус с углом при вершине 60°.
Стрелковое вооружение последующих модификаций В-25В, B-2RC и B-25D значительно изменилось. Оно состояло из одного 7,62-мм пулемета, расположенного в носовой части, и четырех 12,7-мм пулеметов, размещенных в двух (верхней и нижней) механизированных турелях в средней части фюзеляжа.
Носовой 7,62-мм пулемет устанавливался точно так же, как и па первых модификациях В-25 и В-25А.
Верхняя турель Бендикс под два 12,7-мм пулемета устанавливалась в средней части фюзеляжа. Боекомплект (440 патронов на пулемет) размещался в двух патронных коробках.
Прицел телескопический с механизмом поправок на собственную скорость самолета (имелся только на последних моделях).
Турель обслуживалась специальным, стрелком, сидевшим на сиденье, вращающемся вместе с турелью, и предназначалась для защиты верхней полусферы. Углы обстрела: 360° в горизонтальной плоскости и от 0 до 90° в вертикальной плоскости.
Нижняя турель Бендикс под два 12,7-мм пулемета устанавливалась внизу средней части фюзеляжа непосредственно за бомбовым отсеком. Боекомплект (360 патронов на пулемет) размещался в двух патронных коробках.
Прицел перископический с механизмом поправок на собственную скорость самолета (устанавливался только на последних моделях).
Эта турель, предназначенная для защиты нижней полусферы, обслуживалась стрелком-радистом, стоявшим во время работы па коленях перед установкой и не менявшим своего положения при вращении турели. Углы обстрела: 360° в горизонтальной плоскости и от 0 до 86° в вертикальной плоскости.
В походном положении турель убиралась внутрь фюзеляжа.
Мартин В-26 <Мародгр>
Бомбардировщики В-26 выпускались в трех модификациях: В-26, В-26А и В-26В.
Стрелковое вооружение первых двух модификаций В-26 и В-26А состояло из двух 7,62-мм пулеметов, один из которых устанавливался в носовой части и один - в полу либо боковых окнах средней части, а также из трех 12,7-мм пулеметов, два из которых помещались в верхней механизированной турели и один - в кормовой части самолета. Предусматривалась возможность установки одного дополнительного 7,62-мм пулемета в полу средней части фюзеляжа.
Носовой 7,62-мм пулемет размещался в любом из трех шаровых гнезд, имеющихся в каркасе фонаря кабины бомбардира - в его передней, правой верхней или левой нижней части. Установка по конструкции была аналогична носовой установке самолета В-25. Боекомплект также 600 патронов.
Установка обслуживалась бомбардиром и предназначалась для отражения атак спереди. Зона обстрела из каждого гнезда - конус с углом при вершине 30°.
Верхняя турель Глен-Мартин под два 12,7-мм пулемета находилась в верхней части фюзеляжа непосредственно за задним бомбовым отсеком. Боекомплект (по 400 патронов на каждый пулемет) размещался в двух патронных коробках.
Прицел коллиматорный типа N-2A без механизма поправок на собственную скорость самолета.
Турель, предназначенная для защиты верхней полусферы обслуживалась специальным стрелком, сидящим на подвесном сиденье, которое вращалось вместе с турелью. Углы обстрела: 360° в горизонтальной плоскости и от -6°30' до +86° в вертикальной плоскости.
Нижний (либо боковой) 7,62-мм пулемет устанавливался на креплениях шкворневого типа напротив нижнего входного люка или одного из боковых окон средней части фюзеляжа. В походном положении пулемет хранился в ящике под сиденьем в левой части фюзеляжа. Боекомплект 600 патронов. Прицел кольцевого типа, аналогичный носовой установке.
Установка обслуживалась стрелком-радистом и предназначалась для отражения атак снизу, сзади и с боков.
Кормовой 12,7-мм пулемет крепился при помощи шкворня на складной треноге, позволявшей убирать его внутрь фонаря в походном положении. Боекомплект (400 патронов) размещался в двух патронных коробках. Подача патронной ленты к пулемету производилась по гибкому рукаву.

Прицел оптический типа М7.
Установка обслуживалась специальным стрелком и предназначалась для отражения атак со стороны хвоста. Углы обстрела установки (вверх 45°, вниз 20° и по 20° в каждую сторону) охватывали зону, не простреливаемую с предыдущих установок.
Дополнительный 7,62-мм пулемет мог размещаться в шаровом гнезде, предусмотренном в конце люка заднего бомбового отсека. Этот пулемет предназначался для отражения атак снизу спереди и должен был обслуживаться также стрелком-радистом.
Стрелковое вооружение самолетов В-26В отличалось от вооружения предыдущих модификаций только усилением кормовой установки. Оно состояло из двух 7,62-мм пулеметов и четырех 12,7-мм пулеметов с возможностью установки одного дополнительного 7,62-мм пулемета. Размещение стрелкового оружия было сохранено без изменения по сравнению с модификациями В-26 и В-26А.
Кормовая установка двух 12,7-мм пулеметов крепилась к боковым бронеплитам. Боекомплект (1500 патронов на каждый пулемет) размещался в двух патронных коробках емкостью по 1350 патронов, укрепленных по бортам заднего бомбового отсека, и в рукавах подвода питания (по 150 патронов в каждом).
Для подтягивания ленты имелось четыре электромотора, включавшихся при натяге ленты (два у пулеметов и два у патронных коробок).
Прицел оптический типа М7.
Установка обслуживалась специальным стрелком и предназначалась для отражения атак со стороны хвоста. Углы обстрела установки (вверх 45°, вниз 22° и по 25° в каждую сторону) охватывали зону, не простреливаемую с предыдущих установок.
Боинг В-17 <Летающая крепость>
Бомбардировщики В-17 поступали в ВВС США в шести модификациях: В-17, В-17В, В-17С, B-17D, В-17Е и В-17F.
Стрелковое вооружение первых двух модификаций В-17 и В-17В не вполне соответствовало грозному названию самолета. Оно состояло всего из пяти пулеметов: двух калибра 7,62 мм и трех калибра 12,7 мм с ограниченными углами обстрела.
Стрелковое вооружение последующих двух модификаций В-17С и B-17D было усилено до семи стволов и состояло из двух 7,62-мм и пяти 12,7-мм с ограниченными углами обстрела.
Зато последние модификации В-17Е и B-17F отличались коренными изменениями стрелкового вооружения.
Стрелковое вооружение самолетов В-17Е состояло из одного 7,62-мм пулемета, расположенного в носовой части, и десяти 12,7-мм пулеметов, находящихся: два - в бортах кабины штурмана; два - в верхней механизированной турели; два - в нижней механизированной турели; два - в бортах кормовой части; два - в хвостовой части самолета. Помимо этого, была предусмотрена возможность установки еще двух неподвижных 12,7-мм пулеметов для стрельбы вперед.

Носовой 7,62-мм пулемет мог устанавливаться в любое из шести шаровых гнезд, имевшихся в фонаре и бортах кабины бомбардира. Установка по своей конструкции была аналогична носовым установкам самолетов В-25 и В-26, но имела несколько меньший боекомплект (500 патронов), обслуживалась бомбардиром и предназначалась для отражения атак из передней полусферы.
Два передних бортовых 12,7-мм пулемета размещались на шаровых шарнирах в боковых окнах кабины штурмана. Боекомплект (200 патронов на пулемет) размещался в двух патронных коробках. Прицел кольцевого типа.
Пулеметы обслуживались штурманом и предназначались для отражения боковых атак из передней полусферы.
Верхняя турель Сперри под два 12,7-мм пулемета устанавливалась в верхней части фюзеляжа непосредственно за кабиной пилотов. Боекомплект (по 400 патронов на каждый пулемет) размещался в восьми стандартных патронных коробках, установленных на турели (ленты всех четырех коробок каждого пулемета соединялись в одно целое). На турели располагался автоматический прицел Сперри типа К-3.
Турель обслуживал специальный стрелок, стоявший на подвижной платформе. Она предназначалась для защиты верхней полусферы. Углы обстрела: 360° в горизонтальной плоскости и от 0 до 85° в вертикальной плоскости.
Нижняя турель Сперри под два 12,7-мм пулемета устанавливалась непосредственно за бомбовым отсеком. На самолетах В-17Е ставили два типа турелей:
а) нижнюю шаровую;
б) нижнюю турель с дистанционным управлением. Место установки обеих турелей было одним и тем же. Нижняя шаровая турель Сперри под два 12,7-мм пулемета имела размещенный в двух патронных коробках боезапас - для правого пулемета 500, а для левого 675 патронов. На турели устанавливался автоматический прицел Сперри типа К-4.
Турель обслуживалась специальным стрелком, сидящим внутри шара и вращающимся вместе с турелью. Углы обстрела: 360° в горизонтальной плоскости и от 0 до-90° (вниз) в вертикальной плоскости, то есть с турели простреливалась полностью вся нижняя полусфера.
Нижняя турель Сперри с дистанционным управлением под два 12,7-мм пулемета состояла из собственно турели и прицельной станции, отнесенной от турели на 2,2 м к хвосту самолета. Пулеметы передвигались в зависимости от перемещения прицела на прицельной станции. Боекомплект (500 патронов на пулемет) размещался в двух патронных коробках, укрепленных на турели. На турели располагался автоматический прицел Сперри типа К-5.

Установка обслуживалась стрелком-радистом, находящимся у прицельной станции, и предназначалась также для защиты нижней полусферы. Углы обстрела: 360° в горизонтальной плоскости и от 0 до (85° (вниз) в вертикальной плоскости.
Эта турель устанавливалась только на самолетах от № 41-2393 до № 41-2504, а затем была вновь заменена нижней шаровой турелью Спсрри.
Два задних бортовых 12,7-мм пулемета устанавливались на шкворнях перед специальными люками в бортах фюзеляжа между крылом и оперением. Боекомплект (600 патронов на пулемет) размещался в шести патронных коробках (в двух основных коробках по 400 патронов и в четырех запасных по 100 патронов). Подача патронной ленты производилась по гибким рукавам. Прицел кольцевого типа. В походном положении пулеметы убирались внутрь фюзеляжа, а люки закрывались створками.
Пулеметы обслуживались специальными стрелками и предназначались для отражения боковых атак как из передней, так и, главным образом, из задней полусферы.
Кормовая установка с двумя 12,7-мм пулеметами крепилась на вертикальной поворотной стойке. Боекомплект (500 патронов на пулемет) размещался в двух патронных коробках. Прицел кольцевого типа был вынесен от установки и располагался за фонарем кабины перед глазами стрелка. Прицел связывался с установкой тросовой проводкой и перемещение пулеметов осуществлялось в зависимости от передвижения прицела.
Установка обслуживалась специальным стрелком и предназначалась для отражения атак с хвоста.
Два дополнительных неподвижных 12,7-мм пулемета могли устанавливаться в носовой части самолета для стрельбы вперед.
Стрелковое вооружение самолетов B-17F отличалось от вооружения самолетов В-17Е лишь изъятием передних бортовых пулеметов и усилением защиты верхней полусферы (от атак сзади) путем установки одного 12,7-мм пулемета в конце обтекателя фонаря кабины пилотов. Таким образом, стрелковое вооружение самолетов B-17F состояло из одного 7,62-мм пулемета, расположенного в носовой части, и девяти 12,7-мм пулеметов: двух- в верхней механизированной турели; одного - вверху в конце обтекателя фонаря кабины пилотов; двух - в нижней механизированной турели; двух - в бортах хвостовой части; двух - в кормовой части самолета. Предусматривалась также возможность установки двух неподвижных 12,7-мм пулеметов в носовой части.
Верхний 12,7-мм пулемет располагался на шкворневом креплении в конце фонаря кабины пилотов. Боекомплект (200 патронов) размещался в одной патронной коробке. Прицел кольцевого типа. Установка обслуживалась стрелком-радистом и предназначалась для отражения атак сзади сверху.
Кoнсолидейтед В-24 <Либeрeйтор>
Бомбардировщики В-24 выпускались в шести модификациях: В-24, В-24А, В-24В, В-24С, B-24D и В-24Е.
Стрелковое вооружение первых трех модификаций В-24, В-24А и В-24В состояло из двух 7,62-мм пулеметов, расположенных в носовой части самолета, и шести 12,7-мм пулеметов, размещенных: один - вверху; один - в полу; два - в бортах средней части; два - в кормовой части самолета.
Два носовых пулемета калибра 7,62 мм (верхний и нижний) устанавливались в шаровых гнездах, расположенных в верхней и нижней части каркаса фонаря кабины бомбардира. Пулеметы в походном положении вынимались из гнезд и закреплялись на борту кабины. Боекомплект для каждого пулемета 600 патронов. Прицел кольцевого типа. Конструктивно установка была выполнена аналогично носовым установкам самолетов В-25, В-26 и В-17. Оба пулемета обслуживались бомбардиром и предназначались для отражения атак спереди.
Верхний 12,7-мм пулемет устанавливался вверху средней части фюзеляжа на каретке, которая перемещалась по кольцевому рельсу. Перед люком имелся складываю щийся козырек для отведения от стрелка воздушного потока. В походном положении пулемет убирался внутрь фюзеляжа. Боекомплект (500 патронов) размещался в одной патронной коробке. Прицел кольцевого типа. Установка обслуживалась стрелком-радистом и предназначалась для отражения атак сверху, главным образом сзади.
Нижний 12,7-мм пулемет устанавливался в шаровом кронштейне, укрепленном в полу средней части фюзеляжа. Вокруг шарнира имелось четыре окна из плексигласа, через которые стрелок вел наблюдение. В походном положении пулемет вынимался из гнезда и крепился на кронштейнах у левого борта. Боекомплект (500 патронов) размещался в двух патронных коробках, устанавливаемых по обеим сторонам пулемета. Прицел кольцевого типа. Установка предназначалась для отражения атак снизу.
Два бортовых 12,7-мм пулемета крепились на шкворнях к поворотным кронштейнам, размещенным по бортам в средней части фюзеляжа. Кронштейны могли быть приведены в два положения: походное и боевое. Для отклонения от стрелка воздушного потока перед окнами имелись откидные козырьки. Боекомплект каждого- пулемета (500 патронов) размещался в двух патронных коробках, укрепленных по одной па каждом поворотном кронштейне. Прицелы кольцевого типа. Пулеметы обслуживались стрелком-фотографом.
Кормовая установка двух пулеметов калибра12,7 мм шкворневого типа крепилась к поворотному кронштейну, который мог фиксироваться в четырех положениях: одном походном и трех боевых. Одно из боевых положений кронштейна - по оси самолета и два - с поворотом на 45° в стороны. В походном положении стволы пулеметов целиком убирались внутрь фюзеляжа. Боекомплект (500 патронов на пулемет) размещался в двух патронных коробках. Прицел кольцевого типа. Установка обслуживалась специальным стрелком и защищала зону, не простреливаемую верхним и нижним пулеметами.
Стрелковое вооружение последующих трех модификаций В-24С, B-24D и В-24Е коренным образом было изменено и состояло из семи 12,7-мм пулеметов, расположенных: один - в носовой части; два - в верхней механизированной турели; два - в нижней механизированной турели; два - в кормовой механизированной турели.
Носовой 12,7-мм пулемет был установлен в шаровом гнезде, укрепленном в верхней части фонаря кабины бомбардира. В походном положении пулемет вынимался из гнезда и крепился на борту кабины. Боекомплект (500 патронов) размещался в одной патронной коробке. Прицел кольцевого типа.
Установка обслуживалась бомбардиром и предназначалась для отражения атак спереди.
Верхняя турель Глен-Мартин под два 12,7-мм пулемета размещалась вверху фюзеляжа непосредственно за кабиной пилотов. Она была аналогична установке самолетов В-26В и обслуживалась специальным стрелком. Предназначалась для защиты верхней полусферы.
Нижняя турель Бендикс под два 12,7-мм пулемета находилась в средней части фюзеляжа за бомбовым отсеком. Была аналогична установке самолетов В-25С и В-25D. Она обслуживалась специальным стрелком и предназначалась для защиты нижней полусферы.
Кормовая турель Консолидейтед под два 12,7-мм пулемета имела боекомплект 1075 патронов на оба пулемета, который размещался в двух патронных коробках (825 патронов) и двух запасных барабанах (250 патронов). Прицел коллиматорный типа № 6 без механизма поправок на собственную скорость. Установка обслуживалась специальным стрелком и имела следующие углы обстрела: вверх 71°, вниз 40° и по 61° в каждую сторону.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz