А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

ДЕБЮТ ПУЛЕМЕТОВ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

История авиационных вооружений началась с того, что их запретили вообще. Гаагской конвенцией 1907 г. были запрещены все виды стрельб и сбрасывание взрывчатых предметов с любых летательных аппаратов. Их деятельность ограничили разведкой и корректировкой стрельбы наземной артиллерии. Любопытно, что за восемь лет до этого Гаагской конвенцией 1899 г. было наложено серьезное ограничение на развитие малокалиберных автоматических пушек. Стрельба разрывными снарядами была разрешена только из пушек калибра 37 мм и выше, а вес снаряда должен был быть не менее 1 фунта (410 г). Кстати, в России и ряде других стран снаряд весом менее фунта считался пулей, от фунта до пуда (16,4 кг) - гранатой, а свыше одного пуда - бомбой. После 1914 г. в большинстве стран пулю и снаряд стали различать по способу врезания в нарезы канала ствола, а не по весу. Снаряд врезался своим ведущим пояском, а пуля - оболочкой.
Однако история показывает, что все ограничения на вооружения действуют лишь в двух случаях. Во-первых, когда они выгодны обоим противникам. И, во-вторых, когда они выгодны одному противнику, а правители другой стороны позволяют себя дурачить. Классический пример - ограничение германским правительством подводной войны в 1914-1917 гг. из-за дипломатического и пропагандистского блефа Англии и США. Развитие авиации уже в начале XX века выявило идиотизм конвенций 1899 г. и 1907 г.
Первые опыты установки пулемета на самолетах относятся к 1911-1912 гг. Первые бомбардировки были осуществлены итальянскими самолетами в 1911 г. в ходе итало-турецкой войны. А в 1912 г. русские летчики, участвовавшие в Балканской войне на стороне Болгарии, бомбили Адрианополь.
В 1913 г. инженеры Ф. Шнейдер и Солинье запатентовали схему и конструкцию синхронного пулеметного привода - синхронизатора, что дало возможность устанавливать пулемет на фюзеляже рядом с кабиной и стрелять через плоскость, сметаемую винтом. Однако эта идея тогда не была реализована.
К началу Первой мировой войны подавляющее большинство самолетов воюющих государств вообще не имело на вооружении пулеметов. Однако первые же дни войны выявили крайнюю необходимость противостояния самолетам и дирижаблям противника.
Осенью 1914 г. летчики зачастую были вынуждены импровизировать. Начались перестрелки из пистолетов и карабинов. Печать воюющих сторон расписывала случаи сбивания самолетов противника из пистолетов. Так, 3 декабря 1914 г. <Русский инвалид> писал: <Над расположением русских войск часто появлялся немецкий самолет-разведчик <Таубе>. Поручик С. долго выслеживал его, но навязать бой никак не удавалось. Наконец однажды встреча состоялась. Поручик стремился сблизиться с <Таубе> на дистанцию выстрела. Самолеты маневрировали, пытаясь занять превышение друг над другом. За поединком внимательно следили солдаты из окопов. Но вот после искусно выполненного разворота поручик оказался выше неприятеля и выстрелил из пистолета. Затем он повторил маневр и выстрелил с другой стороны. <Таубе> был вынужден пойти на посадку. Из окопов грянуло дружное <Ура!>. К месту приземления самолета подоспел казачий разъезд. Немецкие летчики - два офицера - были взяты в плен>. -
Понятно, что вся эта история является сплошным вымыслом. На самом деле вероятность попадания из пистолета в воздушном бою равна нулю. Поэтому летчики применяли таран, пытались поразить самолет противника гирькой, опущенной со своего аэроплана и т. д.
Разумеется, более эффективной оказалась установка на самолет армейских ручных и станковых пулеметов калибра 7-8 мм (Гочкис, Кольт, Льюис, Виккерс, Максим и др.). Первоначально (в 1914-1915 гг.) эти пулеметы ставили на самолетах без всяких изменений. Позже (в 1915-1916 гг.) армейские пулеметы были несколько модернизированы. В ручных пулеметах деревянный приклад был заменен одной или двумя ручками. Поток воздуха в полете охлаждал тело пулемета лучше, чем на земле. Поэтому в авиационных пулеметах отказались от водяного охлаждения, а в пулеметах с воздушным охлаждением сняли кожухи и радиаторы. Большинство авиационных пулеметов были оснащены гильзоулавливателями.
Пулеметы устанавливали на турелях для стрельбы в задней полусфере самолета при тянущем винте и в передней полусфере при толкающем винте, а также при наличии двух и более двигателей у самолета.
При тянущем винте для стрельбы вперед на бипланах первоначально применялась стрельба поверх винта, когда стрелок вставал на сидение кабины и вел огонь из пулемета, закрепленного на верхнем крыле.
Понятно, что это было очень неудобно, и с 1915 г. такой способ стрельбы вытеснился иным - из пулеметов, стреляющих через винт. В феврале 1915 г. французский летчик лейтенант Гарро применил специальный откло-нитель в виде стальной треугольной призмы, укрепленной на лопастях винта под углом 45° в месте пересечения лопастью линии канала ствола пулемета. Пулемет в этом случае устанавливался так, что пули при стрельбе попадали только в грани стальных треугольников, не пробивая винт. При этом, правда, полезная мощность винта уменьшалась на 8-10 % и бесцельно пропадало много зарядов, но достигалось главное - пулемет стрелял через винт. Фирма <Моран-Солинье> немедленно приступила к постройке самолетов, оборудованных приспособлением Гарро. В начале 1915 г. такие самолеты появились на французском фронте. Стрельба с безобидного до этого самолета <Морам> из неподвижного пулемета через винт оказалась неожиданной для немцев. В короткий срок летчики Гарро и Жильбер сбили три немецких самолета.
18 апреля 1915г. истребитель Гарро был подбит зенитным огнем и совершил вынужденную посадку в тылу немцев, которые сняли с него вооружение и немедленно отправили его германскому конструктору Антони Фоккеру для изучения. Через 10 дней Фоккср предложил синхронизатор для стрельбы через винт. Синхронизирующий механизм связывал вал двигателя со спусковым механизмом пулемета. Выстрел мог быть произведен только при отсутствии лопасти винта перед дулом пулемета. Разумеется, при этом снижался темп стрельбы (от 20 до 30 % в разных синхронизирующих устройствах).
С мая 1915 г. немецкие самолеты, снабженные синхронными пулеметами, стали поступать на фронт. Несмотря на категорическое запрещение командования перелетать линию фронта, вскоре один из самолетов, нарушивший приказ, был подбит, и секрет немецкого синхронизатора стал достоянием Антанты.
Любопытную конструкцию создали австрийские инженеры. Их чрезвычайно компактный и легкий 2-стволь-ный пулемет Гебауэр приводился в действие не энергией пороховых газов, как у обычных пулеметов, а отбором мощности от авиационного двигателя. Это позволило отказаться от синхронизатора. Первые двадцать истребителей D-1 с пулеметами Гебауэр были изготовлены в октябре 1917 г. Но, увы, война уже шла к концу, и дальнейшего развития эти пулеметы не получили.
В России первый синхронизатор был изобретен и изготовлен лейтенантом Г. И. Лавровым осенью 1915 г. Первыми истребителями, оснащенными синхронизаторами Лаврова, стали С-16 конструкции Сикорского. С апреля 1916 г. на них начали устанавливать пулеметы Виккерса с синхронизатором. Позже в России синхронизатором стали оснащать американские пулеметы Кольт. В качестве оборонительного вооружения на С-16 использовался ручной пулемет Мадсен обр. 1900 г.
Все три пулемета были неперсделанными сухопутными пулеметами. Тот же Виккерс имел водяное охлаждение. Темп стрельбы Виккерса и Кольта составлял около 500 выстр./мин, а Мадсена - 400 выстр./мин. У Виккерса и Кольта питание было ленточное, а у Мадсена - магазинное, с емкостью магазина 25 патронов.
Эти пулеметы, да еще 7,62-мм родные Максимы с водяным охлаждением были основным вооружением русской авиации.

О том, как действовали наши пулеметы, можно узнать из описания воздушного боя бомбардировщика <Илья Муромец> с немецким самолетом 5 июня 1915 г. Немецкий самолет, обладая большей скоростью, обогнал <Муромец>, оказался метров на 50 выше с правой стороны спереди и открыл огонь из турельной пулеметной установки. При первой атаке пулеметным огнем с неприятельского самолета были пробиты оба верхних бензобака, фильтр правой группы моторов, радиатор второго мотора, перебиты обе бензопроводные трубки левой группы моторов, стекла передних окон правой стороны и ранен в голову и ногу командир поручик Башко. Так как бензопроводы к левым моторам вышли из строя, то немедленно левые краники от бензобаков были закрыты и выключен левый бак. Дальше самолет продолжал полет на двух правых моторах. Экипаж <Ильи Муромца> вел огонь из единственного пулемета Мадсен обр. 1900 г. и карабина. Из Мадсена была полностью выпущена одна обойма (25 патронов), а из второй обоймы удалось выпустить лишь 15 патронов. Затем в магазине заклинило патрон, и стрельба стала невозможна. В конце концов <Муромец> сделал вынужденную посадку.
Позже <Муромцы> стали вооружать тремя-четырьмя пулеметами, причем всегда разных типов. Например, 1 Мадсен со 150 патронами, 1 Максим с 500 патронами и 1 Льюис с 280 патронами; или 1 Виккерс, 3 Мадсена и т. д.
Отдельно останавливаться на устройстве тогдашних авиационных пулеметов мы не будем, иначе придется описывать все армейские ручные и станковые пулеметы, участвовавшие в Первой мировой войне.
Единственное исключение сделаем для первого в мире специально спроектированного скорострельного авиационного пулемета системы Гаста.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz