В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР"

РАБОТЫ М.М.ПАШИНИНА

И-21 (заводское обозначение ИП-21) - одноместный истребитель стандартной низкопланной схемы, но с симметричным профилем крыла и сравнительно низким шасси; двигатель М-105П в 1050 л. с.
В 1939 г. возникла идея обеспечения истребителю пикирования с наибольшей возможной скоростью. Выполнение этого приема на тогдашних серийных истребителях лимитировалось условиями жесткости крыла и его прочности. Были случаи разрушения крыльев при пикировании.
Михаил Михайлович Пашинин - заместитель Н. Н. Поликарпова - предложил впервые для истребителя крыло с симметричным безмоментным профилем NАСА-0012-0009 (на концах). Предполагалось исполь- зовать эжекторный эффект выхлопных газов и достичь скорости пикирования 950 км/ч. Проект разрабатывался с января 1940 г., постройка самолета закончилась весной 1940 г., а 11 июля 1940 г. состоялся первый полет (летчик П. Ю. Фокин). 18 августа И-21 был показан в Тушино на параде. На заводских испытаниях в одном из полетов самолет потерпел аварию и не восстанавливался. Второй экземпляр был готов к октябрю 1940 г. Его госиспытания закончились в декабре 1940 г. Отмечалась недостаточная устойчивость и большая посадочная скорость.
Конструкция смешанная. Фюзеляж - монокок, выклеенный из шпона 0,5 мм на цельной болванке; каркас - сосна, шпангоуты - по типу И-16 из гнутых реек; толщина стенок - 3,0 мм со снижением в хвосте до 1,5 мм. Передняя часть фюзеляжа - переходная ферма из стальных труб. Лонжероны крыла - как в И-16, нервюры дуралюминовые, обшивка крыла - фанера от 3,0 мм в носке до 1,5 мм на алюминиевых заклепках впотай. Киль - съемный деревянный, стабилизатор цельный, рули и элероны - по типу И-16. Управление - жесткое. Кабина летчика - без бронестекла. Вооружение: одна пушка ШВАК, стреляющая через втулку винта, и два пулемета ШКАС.
Конструкция была очень легкой, рациональной. Самолет показал скорость 573 км/ч на высоте 5000 м, скороподъемность у земли - 21 м/с, время виража - 25 с.
Но необходимо было провести доводку этого самолета.
Третий экземпляр И-21 был построен в январе 1941 г. и 5 апреля совершил первый полет. Он имел измененное крыло и более мощное вооружение (вместо 20-мм пушки ШВАК установили 23-мм пушку БТ-23). Хотя этот И-21 и показал более высокие летные данные и отличался хорошими пилотажными свойствами (кроме посадки, оставшейся сложной), в се- рии не строился, так как широко выпускались Яки, ЛаГГи и МиГи.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz