В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР"

РАБОТЫ В.П.ЯЦЕНКО

И-28 В.П.Яценко - одноместный истребитель, низкоплан с небольшой обратной "чайкой" в соединении крыла с фюзеляжем и потому со сравнительно низким шасси. Двигатель - звездообразный, на первом самолете М-87 в 950 л. с., на втором - сначала М-87Б, затем М-88 в 1000 л. с., он же на нескольких серийных самолетах.
Винт ВИШ-23Е диаметром 3,0 м. Конструкция в основном деревянная, указанная уже в задании как желательная. Это было началом курса на применение дерева в условиях дефицитности дуралюмина. Этот курс оправдал себя в самолетах Ла и в других. Дерево в его конструкции шло также в виде бакелизированной фанеры березового шпона, импрегнированного (пропитанного) искусственной смолой с прессованием в автоклаве.
Фюзеляж - монокок с выклеенной обшивкой, в нем были четыре лонжерона, рамные шпангоуты, а в передней части - несложная клетка из стальных труб, несшая мотораму. Крыло неразъемное двухлонжеронное, обшивка фанерная и выклеенная из шпона (на "чайке") толщиной в корне до 12 мм, далее - до 4 мм, несущая. Элероны - 40 % полуразмаха, между ними - сквозной посадочный щиток типа Шренка.
Оперение дуралюминовое, узлы его литые. Управление жесткое. Шасси убирались пневматически в крыло. В силовой установке (ее масса 886 кг) - капот NАСА с регулировкой охлаждения - "юбкой" по задней кромке, на винте кок, воздухозаборник внизу, в передней кромке капота. Масса пустого самолета 2257 кг, полная нагрузка 403 кг. Центровка - на 26,4 % САХ.
Вооружение: два пулемета ШВАК 12,7 мм (300 патронов) и два ШКАС 7,62 мм (1700 патронов); 100 кг бомб в перегрузку; вариант - два пулемета БС 12,7 мм и одна пушка ШВАК, четыре РС и 100 кг бомб (в перегрузку). самолет И-28
Владимир Панфилович Яценко, один из старейших авиаконструкторов, работавший еще на заводе, а потом в ОКБ Поликарпова, в ЦКБ, выпустивший вместе с С. А. Кочеригиным самолет ДИ-6 и руководивший его серийной постройкой, получил весной 1938 г. задание на истребитель по своему проекту, обозначенному И-287 (7-я модификация И-28), под двигатель М-90, со сроком 1 мая 1939 г.
Был образован опытный отдел на заводе, где и были построены два экземпляра И-28 и первый из них с двигателем М-87А (так как двигателя М-90 не было) вышел 30 апреля 19.39 г. Он проходил совместные испытания с 1 июня по 4 июля 1939 г. На последнем полете по заданию на пикирование с установившейся скоростью (более 600 км/ч) с высоты 8000 м произошла авария - на скорости 725 км/ч разрушился капот двигателя от аэродинамических перегрузок, которые в то время еще недостаточно учитывались и точных методов расчета не было 1. Кусок капота разрушил хвостовое оперение, самолет сделал клевок на нос, Стефановского выбросило из кабины (к счастью, фонарь был открыт), причем оборвались привязные ремни, не сразу он пришел в сознание и раскрыл парашют.
До этого (на основании проводившихся испытаний) ввиду большой нужды в новых истребителях И-28 был запущен в серию, в связи с чем на этом заводе была прекращена серийная постройка гражданского варианта ПС-5, начатая в 1938 г.
Внедрение И-28 проходило с трудом. Плохо давалось освоение новой технологии деревянной конструкции (не то, что освоение Р-10) . Кроме того, новому заводу трудно давалась взаимозаменяемость, даже при большой оснастке. На И-28 завод "Саркомбайн" учился.
После аварии самолет И-28 был снят с производства, второй экземпляр его проходил госиспытания с М-88 с 20 апреля по 15 мая 1940 г. (летчик-испытатель Кубышкин) и показал скорость 566 км/ч на высоте 7000 м.
Всего И-28 было построено два опытных экземпляра и пять серийных из числа 30 заказанных. Они рулили, но не летали. В июне 1940 г. все было прекращено. В это время уже выходили истребители ЛаГГ-1, МиГ-1 и Як-1. И-28 (один из первых в СССР скоростных истребителей) потерял в некоторой степени свое значение. Опыт его внедрения послужил на пользу, и после него освоение Як-1 на том же заводе шло быстрее - всего за шесть месяцев. Был неосуществленный вариант И-28Ш - штурмовика (взлетная масса 2911 кг) .
И-28 не уступал другим новым истребителям, опережал их, и, естественно, прокладывал новые пути. После И-28 капоты двигателей стали рассчитывать точнее и происшествия с ними прекратились.
В.П.Яценко был с июля 1941 г. переведен на завод, выпускавший МиГ-3. Далее он работал в должности заместителя Микояна, а затем Ильюшина, до выхода на пенсию в 1958 г. Умер он в 1964 г.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz