В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР"

САМОЛЕТЫ ОКБ В.К.ТАИРОВА

Всеволод Константинович Таиров - авиаконструктор, работавший на заводе в 1935 - 1941 гг. 1 Деятельность его продолжалась недолго - в конце декабря 1941 г. он погиб в авиационной катастрофе (при перелете из Москвы в Куйбышев) . Его ОКО (опытный конструкторский отдел) выпустил пять самолетов: в 1937 г.- ОКО-1 - М-25 (описан в преды- дущей книге); в 1939 г.- Та-1 (ОКО-6) - 2М-88 без редуктора, одно- килевой; в 1940 г.- ОКО-6 бис - 2М-88Р с редуктором; в 1941 г.- Та-3 - 2М-89 и 1942 г.- Та-3 бис - 2М-89 - все двухкилевые.
До этого времени Таиров в 1933 г. окончил МАИ, был первым заместителем у Н. Н. Поликарпова в 1934 - 1935 гг.

ОКО-6 (Та-1) - двухмоторный истребитель сопровождения, одноместный среднеплан с мощным неподвижным вооружением. Двигатели М-88 без редукторов, разных направлений вращения для взаимной компенсации момента винтов (левый двигатель имел правое вращение). Крыло трапециевидное прямое, вертикальное оперение обычное однокилевое, рули с триммерами. Конструкция металлическая.

самолет ОКО-6

Фюзеляж - полумонокок стрингерного типа, не нарушенный вырезами, в средней части дуралюминовый, в хвостовой - деревянный отъемный, в носовой - служащий лишь обтекателем батарей оружия - четырех пушек ШВАК-20 снизу и двух пулеметов БС сверху. Кабина летчика защищена броней спереди (за оружием), бронеспинкой сзади и лобовым бронестеклом внутри плексигласового фонаря. Крыло двухлонжеронное. Полки лонжеронов - тавры из стали З0ХГСА. Стенки лонжеронов и листовые нервюры дуралюминовые. Все было выполнено по плазово-шаблонному методу. Обшивка носка и законцовки крыла из электрона, остальная обшивка дуралюминовая. На крыле - закрылки типа ЦАГИ. Консоли крыла отъемные. Капоты двигателей М-88 по 1100 л. с.- из электрона. Оперение - дуралюмин с полотном. Шасси двухстоечное, убираемое назад, хвостовое колесо также. Оборудование кабины - как в одноместном истребителе.
Первый полет был 31 декабря 1939 г., первый этап заводских испытаний завершился 8 июня 1940 года. В ходе испытаний однокилевое оперение заменили на двухкилевое. Второй экземпляр, названный ОКО-6 бис, был двухкилевым с увеличенной площадью вертикального оперения и удлиненной хвостовой частью. Двигатели М-88Р с увеличенным КПД винтов. Вооружение - четыре пушки ШВАК и два пулемета ШКАС вперед. Испытания начались в конце октября 1940 г. Устойчивость и управляемость значительно улучшились за счет большой эффективности оперения. После окончания заводских испытаний на ОКО-б бис установили моторы М-89 по 1150 л. с., увеличили площадь консолей крыла и заменили вооружение на одну 37-мм пушку и две ШВАК. Самолет стал называться Та-3. Его испытания в мае 1941 г. начал Ю. К. Станкевич.
Следующий экземпляр - Та-3 бис - с консолями еще большего размаха и площади, с обратной стреловидностью по передней кромке (для центровки) . Летчикам самолет нравился, и они рекомендовали установить моторы М-82.

У В. К. Таирова был еще неосуществленный проект самолета ОКО-7 с двумя двигателями АМ-37 (или с двумя двигателями М-90); с тремя пушками ШВАК и двумя пулеметами ШКАС. Проект был одобрен ВВС в 1940 г. Строился, но не был закончен самолет ОКО-4 с двигателем М-88, полутораплан, истребитель-штурмовик, одноместный, с двумя пулеметами БС и 100 кг бомб. Самолет не удался, и в 1939 г. был снят с плана.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz