В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР"

РАБОТЫ П.Д.ГРУШИНА

Петр Дмитриевич Грушин, впоследствии академик, начал свою работу в самолетостроении в МАИ постройкой самолета "Сталь-МАИ", проходившей на протяжении 1931 - 1934 гг. Дальнейшие его работы: авиетка "Октябренок", тренировочная кабина для слепого полета, испы- тания экспериментальной паровой двигательной установки с прямоточным котлом на самолете У-2. Дальше уже пошли самолеты военные.

самолет Ш

Штурмовик-тандем (Ш-тандем, Тандем-МАИ, МАИ-3) - экспериментальный самолет-штурмовик оригинальной схемы: горизонтальное хвостовое оперение по площади составляло 45 % от крыла, несло разнесенное вертикальное Оперение и рули высоты, служившие также и элеронами (элевонами), которых не было на крыле. Двигатель М-87 взлетной мощностью 930 л. с. Экипаж - 2 человека. В хвостовой части фюзеляжа экранированная стрелковая установка. Шасси, убираемое в крыло, хвостовое колесо - неубираемое. Фюзеляж - монокок из бакелитовой фанеры. Вооружение - пять пулеметов ШКАС и 200 кг бомб. Полетная масса - 3088 кг.
Cамолет был построен в учебно-производственных мастерских МАИ. Первый полет 5 декабря 1937 г,, за ним было много испытательных полетов, завершенных в 1939 г. Испытывал П. М. Стефановский. Результаты были хорошими: скорость у земли - 460 км/ч, на высоте 4250 м - 488 км/ч. На основе первого самолета П. Д. Грушин построил следующий - аналогичный штурмовик ББ-МАИ несколько меньших размеров при большей мощности.

ББ-МАИ - ближний бомбардировщик и штурмовик. Впервые в СССР имел шасси с носовым колесом. Двигатель М-105 в 1050 л. с. Радиатор - за носовым колесом. Фюзеляж - монокок из бакелитовой фанеры на клее ВИАМ В-3. Крыло двухлонжеронное из той же фанеры, причем полки лонжеронов практически отсутствовали и их заменяла толстая (до 25 мм) фанерная обшивка крыла между фанерными стенками лонжеронов. Получался монолитный кессон. Обшивка носка крыла - толщиной до 5 мм, хвостовой части - до 3 мм. На крыле автомати- ческие предкрылки. Колеса убирались в крыло поворотом к оси самолета.
Самолет строился в 1939 - 1941 гг., был закончен перед войной, начаты его испытания (летчик А. Н. Гринчик), которые не удалось завершить.

Гр-1 (Грушин-1) - дальний одноместный истребитель сопровожде- ния с двумя двигателями АМ-37 в 1400 л. с. на высоте 7200 м. Схема самолета обычная с разнесенным вертикальным оперением.
Конструкция металлическая. Лонжероны крыла - коробчатого сечения с двумя стенками, с полками из стальных угольников и толстых полос переменной толщины с оригинальными узлами разъема.
Стыковые узлы консолей имели поперечную гребенку, входившую в гребенку центроплана. Гребенчатый узел стягивался вертикальными болтами. Такая конструкция обеспечивала малую массу узла. Кабина летчика бронированная. Размеры самолета при довольно большой принятой мощности были сравнительно невелики: размах крыла 15,8 м, площадь его 42,0 м, удлинение 6,7. Полетная масса около 7650 кг, удельная нагрузка на крыло (без оперения) 182 кг/м' (по тому времени большая). Вооружение: четыре пулемета ШКАС, две пушки ШВАК и восемь реактивных снарядов РС-82 или РС-132. Бомбовая нагрузка в фюзеляже до 500 кг.
Самолет был спроектирован и построен всего за девять месяцев, стати- ческие испытания проведены весной 1941 г. В связи с начавшейся войной летные испытания были прекращены, самолет эвакуирован, но в пути был разрушен, попав под бомбежку в эшелоне.

В дальнейшем во время войны П. Д. Грушин был главным инженером крупного авиационного завода, работал первым заместителем С. А. Лавочкина, а затем самостоятельно и с большим успехом.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz