В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР"

РАБОТЫ П.0.СУХОГО В ЦАГИ И ПЕРВЫЕ САМОЛЕТЫ ОКБ П.0.СУХОГО

П.О.Сухой
Павел Осипович Сухой (1895-1975) - один из виднейших авиаконструкторов нашей страны - родился в Белоруссии 10 (22) июля 1895 г. В 1905 г. он поступил в гимназию в Гомеле, которую окончил в 1914 г., и поступил на физико-математический факультет Московского государственного университета, откуда через год перешел в ИТУ (МВТУ), которое и окончил. В 1924 г. поступил в АГОС ЦАГИ, где вскоре выделился, был отмечен А.Н.Туполевым. В 1926 - 1927 гг. П.0.Сухой проектировал и разрабатывал конструкцию истребителя И-4 (АНТ-5), цельнометаллических лыж к самолету ТБ-1 (АНТ-4) и вел ряд других работ.
С середины 1932 г. П.0.Сухой был назначен начальником бригады и ведущим по самолету РД (АНТ-25).
Одновременно его бригада проектировала и строила истребитель И-14 в двух его вариантах - АНТ-31 и АНТ-31 бис. Самолет РД разрабатывался также и в военном варианте, неосуществленном. Бригаде Сухого было поручено спроектировать на его основе дальний бомбардировщик АНТ-37 (ДБ-2), уже двухмоторный. Однако в свете новых требований к скорости он тоже не мог иметь успеха и лишь послужил основой для отработки П.0.Сухим нового рекордного (по дальности) самолета ДБ-2Б (АНТ- 37 бис) "Родина", на котором 24 - 25 сентября 1938 г. был выполнен рекордный женский перелет Москва - Керби экипажем В.С.Гризодубовой.
С 1937 г. бригада П.0.Сухого начала работу над скоростным разведчиком-монопланом АНТ-51 "Иванов" по объявленному тогда конкурсу.
В конце 1939 г. бригада была выделена из КОЗОК (конструкторский отдел завода опытных конструкций) и стала самостоятельным ОКБ.
25 августа состоялся первый полет АНТ-51, потом самолет доводился, на нем устанавливались более мощные двигатели, и он был принят к серийной постройке, получив название ББ-1 (с 1940 г.- Су-2).
В марте 1945 г. в ОКБ П. 0. Сухого был влит штат ОКБ В.Г.Ермолаева, 27 ноября 1949 г. ОКБ П.0.Сухого было закрыто и влито в ОКБ А.Н.Туполева, а Павел Осипович стал одним из его заместителей. ОКБ было восстановлено только в 1953 г. и получило новую базу.
Ниже рассматриваются самолеты П. 0. Сухого, начатые и построенные до войны, с их модификациями.

АНТ-51 - разведчик-моноплан, был начат проектированием еще в 1936 г. при общем руководстве А.Н.Туполева, тогда уже назначенного главным инженером ГУАП, и строился с начала 1937 г. бригадой П.0.Сухого в КОЗОК, был своевременно выпущен, и 25 августа М.М.Громов впервые испытал его в воздухе. На нем был двигатель М-62 в 820 л.с., с ним АНТ-51 на госиспытаниях показал скорость 360 км/ч у земли и 403 км/ч на высоте 4700 м. Такие данные были признаны недостаточными, но так как самолет был вполне удовлетворителен и превосходил другие однотипные разведчики, решено было испытать его повторно с более мощными двигателями и строить серийно в смешанной конструкции (фюзеляж - деревянный монокок).

самолет АНТ-51

Были поставлены двигатели М-87А. На госиспытаниях 1939 г. самолет с двигателем М-87А в 950 л.с., потом в 1000 л.с., показал скорость 375 км/ч у земли и 468 км/ч на высоте 5600 м, был одобрен и пущен в серийное производство под маркой "Иванов" (АНТ-51).
В 1940 г. самолет был выпущен с двигателем М-88, потом смененным на М-88Б с трехлопастным винтом ВИШ-23-7. Бомбовая нагрузка была увеличена до 600 кг. Самолет строился серийно на трех заводах. Было выпущено много самолетов ББ-1 и самолетов Су-2.

Су-2 (ББ-1, ближний бомбардировщик - первый) - многоцелевой одномоторный двухместный самолет, ближний бомбардировщик, разведчик и штурмовик, по схеме - нормальный низкоплан. Конструкция смешанная, очень рациональная и технологичная, воплотившая в себе все, что могла дать техника 1937 - 1938 гг. с учетом дефицитности материалов. самолет СУ-2
Фюзеляж с килем - деревянный полумонокок с бакелитовой фанерой в обшивке, крыло с центропланом - из дуралюмина Д16 с полками лонженоронов - таврами из стали З0ХГСА, оперение - дуралюминовый каркас с полотном в обшивке рулей, на центроплане и консолях - посадочные щитки; управление жесткое. За турелью - опускаемый при стрельбе обтекатель, между кабинами - прозрачный фонарь. Турель экранированная, крышка ее открывается вверх и назад, хорошо обеспечивая покидание кабины стрелком с парашютом одновременно с летчиком. Летчик защищен 9-мм бронеспинкой, стрелок - 9-мм бронеплиткой снизу и с боков. Шасси одностоечное, убираемое в центроплан путем поворота к оси самолета. Ширина колеи - 2724 мм, колеса - 750Х250 мм тормозные, хвостовое колесо, убираемое назад. Площадь горизонтального оперения - 18,2 %, вертикального - 7,25 % и элеронов - 7 % от площади крыла. Центровка самолета - 23% САХ.
Топливные баки: главный - на 425 л в фюзеляже, за двигателем, два - по 140 л в консолях крыла. Протектирования еще не было. Вооружение: 6 пулеметов ШКАС (по 650 патронов) - по два в консолях крыла, у разъемов (неподвижные), по одному на турели и в люковой установке назад вниз; в серийных самолетах этой установки первоначально не было, хотя в опытных образцах она была. Бомбовая нагрузка могла быть в нескольких вариантах: внутренняя подвеска - до 400 кг небольших бомб в разных комбинациях (З0Х8 кг, З0Х10 кг, 20Х15 кг; 20Х20 кг, 12Х25 кг, 4Х50 кг; 4Х100 кг); на наружной подвеске две бомбы по 250 кг, или более мелкие на 14 держателях, или же 10ХРС-82 или 8ХРС-130 (последние уже перед самой войной). К началу Великой Отечественной войны стрелковое вооружение Су-2 было уже недостаточным.
Однако, хотя от Су-2 было взято все возможное и его авторов не в чем было упрекнуть, самолет соответствовал реально возникавшим требованиям лишь до войны. Во время войн быстро выяснилось, что такой тип разведчика и ближнего бомбардировщика уже изжил себя, принципиально устарел и стал ненужен. Его функции повсеместно и прочно перешли к двухмоторным скоростным самолетам типа Пе-2 и Ту-2, имевшим скорость около 550 км/ч.
Су-2 с М-88Б был испытан в облегченном варианте, без наружной подвески бомб и РС, и показал скорость 410 км/ч у земли и 512 км/ч на высоте 7100м. В начале войны его иногда пробовали применять даже в качестве одноместного истребителя (из- за больших потерь самолетов в первые дни и часы войны). Был вариант Су-2 с М-82 1400 л. с. Скорость была 459 км/ч у земли и 486 км/ч на высоте 5850 м.

самолет ШБ

"Иванов" (ШБ) с двигателем М-88А - штурмовик-бомбардировщик с бронированием снизу, бомбовой нагрузкой до 600 кг и потому увеличенной до 4500 кг полетной массой и с измененной конструкцией шасси, колеса которого убирались назад в центроплан плашмя с поворотом колес на 900 вокруг оси амортизационных стоек. Выпущен был весной 1940 г., но в серии не строился, так как уже выпускался штурмовик Ил-2.

Су-4 - модификация Су-2 с предполагавшимся двигателем М-90 Е.В.Урмина в 2100 л.с., звездообразным, двухрядным, 18-цилиндровым, значительно меньшего диаметра, чем другие звездообразные двигатели. Но двигатель М-90 не вышел из опытной стадии, и на самолете был установлен серийный двигатель М-82, с которым в апреле 1942 г. самолет прошел государственные испытания. Су-4 строился серийно и принимал участие в Великой Отечественной войне. В нем консоли крыла были сделаны при тех же металлических лонжеронах с деревянными нервюрами и фанерной обшивкой по общей причине дефицитности дуралюмина. Вооружение было более мощным - два крупнокалиберных пулемета БС в центроплане при тех же двух пулеметах ШКАС у стрелка и 400 кг бомб на внутренней подвеске. Скорость у земли была 450 км/ч и время набора высоты 6000 м - 10,5 мин.

Кроме самолетов Су-2 у П.0.Сухого в предвоенные годы были два истребителя, законченные и проходившие испытания. самолет СУ-1
Су-1 (изделие "330") - одноместный истребитель с двигате- лем М-105П в 1100 л. с. и двумя турбокомпрессорами ТК-2. Вооружение: пушка калибра 20 мм, проходившая через полый вал редуктора, и два синхронных пулемета ШКАС. Конструкция смешанная: фюзеляж - деревянный полумонокок, крыло цельнодуралюминовое однолонжеронное с центропланом и консолями, с мощными полками лонжеронов и стрингерами-углобульбами под обшивкой.
Оперение дуралюминовое с полотном в обшивке рулей. Шасси одностоечное, колеса, убираемые назад, в центроплан, с поворотом на 900 вокруг осей стоек; хвостовое колесо, поднимаемое назад. Водорадиатор был расположен в фюзеляже за сиденьем летчика. Турбокомпрессоры ТК - в бортах, позади двигателя, работали от выхлопных газов. Управление жесткое, рулем направления - тросовое.
Самолет был спроектирован в 1939 г., а затем построен на заводе и выпущен в августе 1940 г. Летал очень хорошо, скорость у земли была около 500 км/ч. При работе ТК она достигала 641 км/ч на высоте 10006 м при посадочной - 111 км/ч с выпущенными закрылками, потолок - 12500 м. В связи с недоработанностью турбокомпрессоров и началом эвакуации дальнейшие работы были прекращены.

Су-3 (""360") - почти копия Су-1, но с немного меньшей площадью крыла (17,0 м2 вместо 19,0 м2), те же двигатель, ТК, вся конструкция и вооружение. Самолет был спроектирован в 1939 г., построен в 1941 г., увезен в эвакуацию и в 1942 г. проходил испытания в ЛИИ, которые до конца не были доведены а самолет передан в НИИ ВВС. Плохая работа ТК не позволила снять надежные характеристики, но летные качества были в общем, как у Су-1.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz