В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР"

САМОЛЕТЫ "ИВАНОВ"

В начале 1936 г. ВВС объявили конкурс на лучший осуществленный в натуре моноплан-разведчик и ближний бомбардировщик под условным девизом "Иванов", были составлены тактико-технические требования (ТТТ) к нему. По этим требованиям проектировались три самолета, названные "Иванов": И.Г.Немана, Н.Н.Поликарпова и П.0.Сухого. Самолет Д.П.Григоровича, также строившийся для этого конкурса, не был закончен. Самолеты предназначались для срочной замены разведчиков-бипланов Р-5, ССС и Р-Z, уже безнадежно устаревших. И конкурс был вынужденной мерой ускорения.
Самолеты П.О.Сухого и И.Г.Немана описаны в других главах.

"Иванов" Н.Н.Поликарпова - двухместный разведчик, легкий бомбардировщик и штурмовик, самолет сопровождения. Двигатель М-62 мощностью 800 л.с. на высоте 4200 м. Выпущен в двух экземплярах, различавшихся деталями вооружения и оборудования.
Самолет имел много нового в конструкции. Впервые были применены для полок лонжеронов крыла термически обработанные тавры и широко применялись поковки, штамповки, литье, потайная клепка, предагрегатная сборка. Дуралюминовые листы обшивки крыла были состыкованы на подкладках-полосках, благодаря чему достигнута исключительная чистота обшивки.

Иванов Поликарпова

Конструкция фюзеляжа - деревянный монокок эллиптического сечения с продолговатым фонарем и экранированной турелью. Толщина обшивки от 3 мм впереди до 2 мм в хвосте; монокок был составлен из правой и левой половин, состыкованных на ус в плоскости симметрии, оклеен полотном и отполирован.
Полки лонжеронов центроплана - швеллеры, полки консолей - тавры. Нервюры цельнометаллические. Обшивка крыла - Дб толщиной 0,8 мм. Элероны и оперение - Д6 и полотно; везде были установлены триммеры. Колеса убирались в центроплан пневматически с поворотом назад и внутрь. Хвостовое колесо - тоже убираемое. Управление самолетом - жесткое. В амортизационных стойках шасси впервые в СССР применены звенники взамен шлиц-шарниров.
Вооружение - четыре пулемета ШКАС, синхронных, два пулемета БК и один пулемет ШКАС в крыле, один пулемет БС на турели и один пулемет ШКАС на кинжальной установке вниз назад. Бомб до 900 кг, в том числе 400 кг в фюзеляже и 500 кг под крылом.
Самолет был начат проектированием в первом квартале 1937 г., 4 июля был предъявлен его макет. Однако постройка его из-за отсутствия в то время производственной базы задержалась, и самолет был выпущен лишь в конце 1938 г. (см. табл. 3). Он удачно прошел испытания как разведчик и бомбардировщик. Второй экземпляр не испытывался. В серии самолет не строился, как и другие конкурсные, поскольку был принят Р-10 (ХАИ-5), которому "Иванов" уступал немного в скорости (на 20 км/ч), но значительно превосходил в вооружении и дальности полета, будучи крупнее его по размерам.

Таким образом, конкурс сам по себе не дал ожидаемых результатов. Требуемый разведчик был задуман и даже построен харьковскими конструкторами еще до объявления конкурса. Здесь конструкторская мысль явно опередила военную.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz