В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР"

САМОЛЕТЫ ХАРЬКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА "ХАИ"

На протяжении 1932 - 1938 гг. в ХАИ и на заводе велась большая конструкторская работа силами преподавателей и студентов. Работа эта возглавлялась зав. кафедрой конструкций самолетов, в дальнейшем профессором ХАИ Иосифом Григорьевичем Неманом, работавшим ранее в конструкторском коллективе К. А. Калинина (ГРОСС 1) . Вместе с И. Г. Неманом работали С. Я. Желковский, А. Ф. Белостоцкий, П. Г. Бенинг, А. Д. Арсон, С. И. Кузьмин, А. А. Кроль, А. А. Лазарев, А. Г. Агронин и другие преподаватели, в недалеком прошлом студенты 2. Ими были построены самолеты ХАИ-1 (1932 г.), ХАИ-2 (1936 г.), ХАИ-3 (1936 г.), ХАИ-4 (1934 г.), ХАИ-5 (1936 г.), ХАИ-6 (1936 г.) и ХАИ-8 (1937 г.). Некоторые из них имели модификации. Строились и планеры: ПП-З, "Осовец ХАИ", "Безлонжеронка ХАИ" и др.
Из перечисленных самолетов три (ХАИ-1, ХАИ-5 и ХАИ-6, все - И. Г. Немана) относятся к разведчикам и пассажирским и четыре - к легкомоторным. Из них строились серийно ХАИ-1 и ХАИ-5 (оба - Немана) с их модификациями, что безусловно, было очень большим достижением для учебного института.

Р-10 (ХАИ-5) - двухместный скоростной (для своего времени) разведчик, легкий бомбардировщик и небронированный штурмовик с двигателем Райт "Циклон" Ф-З, в серии - М-25В и затем М-62 с ВИШ-6. самолет ХАИ-5
Самолет был спроектирован И. Г. Неманом по его инициативе, с успехом прошел все испытания и был принят к серийной постройке как соответствующий всем требованиям к разведчику на 1937 г. За 1938 - 1940 гг. было выпущено большое количество Р-10.
Конструкция - цельнодеревянная, как в ХАИ-1 (описанная в предыдущей книге) . Фюзеляж - фанерный монокок, центроплан - одно целое с ним. Крыло - двухлонжеронное с фанерной обшивкой толщиной 2,0 - 1,5 мм. Такой же конструкции и оперение. Все поверхности склеены полотном на аэролаке. Шасси одностоечное, убираемое в центроплан в направлении оси самолета, хвостовое колесо - в фюзеляж. Вооружение: два пулемета ШКАС синхронных и один пулемет ШКАС на турели, закрытой обтекаемой башней конструкции И. В. Веневидова и Г. М. Можаровского, бомб до 300 кг (6 ФАБ-50) внутри фюзеляжа.
С 1940 г. самолеты Р-10 под маркой ПС-5 применялись в Аэрофлоте в качестве почтовых. Полетная масса - 2880 кг (без перегрузки) была сохранена, в фюзеляже оборудованы три пассажирских места.

"Иванов" И.Г.Немана проектировался и строился по условиям конкурса. Макетная комиссия состоялась в сентябре 1937 г., постройка была начата в апреле 1938 г. в Харькове, а в декабре прекращена, поскольку в это время уже шла серия Р-10 и выходил на испытания такого же типа самолет ХАИ-52 - модификация серийного ХАИ-5 (Р-10) .

ХАИ-52 (ХАИ-51) - развитие ХАИ-5, двигатель М-62 в 800 л. с., потом - М-63 в 900 л. с. (взлетные мощности 830 л. с. и 930 л. с.) . Отличался от ХАИ-5 более мощным вооружением - 7 пулеметов ШКАС (3500 патронов) и 400 кг бомб. Его конструктивная особенность - полки лонжеронов крыла были выполнены из Д-16 с приклепанной фанерной накладкой, к которой приклеивалась фанерная обшивка. Самолет, выпущенный в 1939 г., принят не был, хотя с М-63 он превосходил серийный Р-10, который выпускался в большом количестве. Однако небольшая серия ХАИ-52 строилась. Этим самолетом занимался А. А. Дубровин.

ХАИ-6 - двухместный скоростной низкоплан-фоторазведчик без оружия. Внутри фюзеляжа за кабиной стрелка-наблюдателя располагалось дистанционное управление фотоустановки. Внизу фюзеляжа и с боков имелись открывавшиеся люки, через которые обеспечивалась плановая и, что очень важно, перспективная фотосъемка на расстояние 40 - 50 км в сторону от направления полета. Конструкция деревянная, в общем - как в ХАИ-5, но рули - с дуралюминовым каркасом и полотняной обшивкой, фюзеляж - фанерный монокок, крыло и стабилиза- тор - с фанерной обшивкой, посадочные щитки - типа ЦАП, дуралюминовые. Шасси, как в ХАИ-5. Двигатель Райт "Циклон" Ф-3 в 712 л. с.
Самолет был выпущен в 1935 г. и с успехом прошел заводские испытания (летчик Б. Н. Кудрин), показав скорость, близкую к рекордной для данного класса. Но в серии он не строился, поскольку был принят ХАИ-5 (Р-10) с тем же двигателем, имевший более широкое назначение и вооруженный.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz