В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР"

РАБОТЫ ОКБ С.А.КОЧЕРИГИНА

самолет СР
СР (скоростной разведчик, Р-9, ЦКБ-27). Самолет был задуман как многоцелевой скоростной разведчик, двухместный истребитель и легкий бомбардировщик. Схема - среднеплан. Ради лучших аэродинамических форм задняя стрелковая установка была сделана не турельной, а шкворневой и закрывалась продолговатым телескопическим прозрачным обтекателем, являвшимся продолжением заголовника фонаря кабины летчика и переходившим плавно в киль. Среднепланная схема позволила сделать бомбовый отсек с кассетами под лонжеронами крыла на 400 кг бомб. Двигатель - Гном-Рон "Мистраль-Мажор" 14Кsrd в 670 - 780 л. с. в капоте NACA. Винт трехлопастный изменяемого на земле шага, на винте - кок. Были приняты все меры для достижения заданной скорости 400 км/ч на высоте 4000 м.
Конструкция самолета была смешанная. Фюзеляж - деревянный монокок. Крыло - металлическое, лонжероны ферменные из стальных труб на клепке и сварке, нервюры и обшивка - из Д6 от 0,6 до 1,5 мм, клепка - потайная. Посадочные щитки ЦАП. Элероны и оперение - Д6 с полотном, на рулях триммеры. Шасси одностоечное с очень длинными стойками; третий стержень ног шасси управлял их уборкой от гидросистемы, в которой источником энергии был сжатый воздух в баллоне.
Колеса 800Х150 мм с масляно-воздушной амортизацией по типу ДИ-6. Костыль убираемый, ложечный, с цилиндром-амортизатором.
Вооружение - два пулемета ШКАС на задней шкворневой установке и бомбы (до 400 кг).
Самолет был построен в трех экземплярах в 1935 - 1936 гг. Первые полеты показали, что по скорости самолет не имеет себе равных среди разведчиков. С выпущенным шасси скорость была ' около 360 км/ч, а при убранном она достигала 460 км/ч. Однако различного рода неполадки не дали возможности оценить его качества в точных цифрах. Полных испытаний так и не было проведено. Самолет был переделан, и новый вариант его был с жестким неубираемым шасси в обтекателях, с экранированной турельной установкой, дававшей гораздо большее сопротивление. Это был явный шаг назад, на который тогда пришлось пойти.

самолет ЛБШ

Ш (ЛБШ, легкий бронированный штурмовик). Схема и размеры те же, но двигатель другой - М-88 в 1100 л. с. с винтом ВИШ-22Е.
Самолет испытывался также с двигателями М-85 и М-86. Шасси - свободнонесущие стойки с полуосями и с колесами полубаллонного типа (750Х250 мм) в обтекателях. Вооружение - два пулемета ШКАС и две пушки ШВАК в крыле и один пулемет ШКАС на турели, бомб 200 кг, с перегрузкой - 400 кг.
Стоики шасси - с масляно-воздушной амортизацией и двухзвенным механизмом. Амортизационный цилиндр был вынесен за пределы стойки на кронштейнах с шарнирным креплением концов, что избавляло его уплотнения от бокового трения при значительном стояночном угле шасси. В главной стойке телескопический шток с полуосью и двухзвенниками имел трение меньше, чем это было бы в амортизационном цилиндре. Управление самолетом полностью жесткое. Фонарь летчика прозрачный до экранированной турели. Бомбовый отсек вмещал четыре ФАБ-100. Сиденье летчика с бронеспинкой. Летные качества самолета были хорошие, даже при неубираемом шасси. Но в серийной постройке он не был, так как предпочтение было отдано самолету Р-10 с убираемым шасси. Были еще модификации Ш-2 (дублер) и ММШ-М-81.

ОПБ-5 (одномоторный пикирующий бомбардировщик ОКБ С.А.Кочеригина). Схема - одноместный низкоплан с крылом типа обратной "чайки". Бомба скрыта в фюзеляже и сбрасывается посредством параллелограммной подвески, выводящей ее за пределы диска винта. самолет ОПБ-5
Крыло профиля NACA-23014 площадью 18,0 м2 двухлонжеронное, полки лонжеронов - из хромансилевых профилей, остальное - дуралюмин; консоли крыла - с автоматическими предкрылками; закрылки Шренка; на верхней и нижней сторонах консолей у заднего лонжерона - тормозные щитки, отклоняемые на 900. Передняя часть фюзеляжа с кабиной - дуралюминовая, хвостовая - фанерный монокок. Козырек фонаря и заголовник - из бронестекла. Оперение дуралюминовое, обшивка рулей - полотно. Шасси одностоечное, колеса, убираемые назад, в центроплан, с поворотом на 900. Колеса полубаллонные 750Х250 мм, тормозные. Амортизация масляно-воздушная. Хвостовое колесо 300Х150 мм, ориентирующееся, со стопором, убираемое.
Вооружение стрелковое синхронное: два пулемета ШКАС (1700 патронов) и два пулемета БС (Березина) с 440 патронами. Бомба массой 500 кг.
Капот звездообразного двигателя был сделан с центральным входом для воздуха, с вентилятором у винта и цилиндрическим кольцевым выхлопным коллектором. Баки протектированные.
Масса пустого самолета - 2546 кг, полетная масса - 3842 кг. Проектная скорость - до 600 км/ч.
Проектирование самолета было начато в 1938 г. под двигатель M-90 в 1425 л. с. на расчетной высоте 5700 м. Взлетная мощность 1750 л. с. В 1941 г. самолет был закончен постройкой, но двигатель М-90 еще не был готов. В 1941 г. делались расчеты под серийный двигатель М-82А в 1400/1700 л. с. Скорость получалась 584 км/ч на высоте, с М-71 она получалась 593 км/ч. Но в начале 1942 г. работы по самолету ОПБ были прекращены и ОКБ С. А. Кочеригина ликвидировано. Сам он был назначен главным редактором БНТ НКАП.

В 1937 - 1938 гг. КБ Кочеригина занималось внедрением в производство американского лицензионного самолета Валти Ч-11 (см. в разделе "Лицензионные самолеты") .
Кроме выпущенных самолетов коллективом С. А. Кочеригина в 1939 - 1940 гг. было в той или иной мере разработано до двух десятков проектов одномоторных и двухмоторных самолетов, истребителей, штурмовиков, легких бомбардировщиков под двигатели М-34, АМ-37, М-71, М-88, М-105 и др. Некоторые самолеты были в макетах и даже начали строиться, но на их полную реализацию не было ни сил, ни производственных возможностей.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz